Победителей не судят?

Прошедшие в конце прошлого года выборы в Законодательное собрание Ленинградской области уже традиционно продемонстрировали целый букет грязных технологий и откровенных нарушений законодательства: тут вам и использование административного ресурса, и подкуп избирателей, и многое другое. После голосования ко всему добавились амбиции проигравших кандидатов, а в сухом остатке получилось пять судебных процессов. Немало работы досталось судье Татьяне Ерку, которая вот уже два месяца разбирается в хитросплетениях выборного законодательства и особенностях национального голосования.
Сама областная избирательная комиссия отменила результаты выборов по Шлиссельбургскому избирательному округу №30 и Морозовскому округу №9. И в том и в другом случае это мотивировалось выявленными случаями подкупа избирателей. Победители – господа Нелидов и Рыбкин – оспорили это решение в суде.
Андрей Нелидов – человек в области небезызвестный. В команде губернатора Густова он занимал должность председателя комитета по лесопромышленному комплексу. После ухода с этого поста работал начальником крупного пароходства. На выборах Нелидов одержал довольно убедительную победу, набрав более 30% голосов. Следствие, начавшееся после отмены результатов, сопровождалось скандальными событиями. Дошло даже до ареста старосты поселка Новый Быт, которая якобы пыталась воспрепятствовать проведению голосования. Суд, однако, в итоге счел представленные обл-избиркомом аргументы недостаточными для того, чтобы нельзя было достоверно установить волеизъявление избирателей, и решил дело в пользу Нелидова.
Вот как прокомментировал корреспонденту «Версии в Питере» сложившуюся ситуацию сам фаворит избирательной гонки: «Участковые избирательные комиссии и окружная комиссия признали выборы состоявшимися. А вот областная – нет. Этому есть объяснение. К ним поступили жалобы, и они должны были за 14 дней провести проверку. Но у них даже нет действенного аппарата для подобных проверок. Поэтому они подали в суд. Суд за два месяца во всем разобрался и принял решение в мою пользу. Почему они и теперь продолжают упорствовать – неясно. Это наводит на определенные размышления».
А заместитель председателя облизбиркома Владимир Журавлев действительно настроен весьма категорично. В беседе с корреспондентом «Версии в Питере» решение суда он назвал «убийственным» и заявил, что в ближайшее время комиссия обязательно подаст кассацию в Верховный суд: «У нас есть масса заявлений о подкупе избирателей, и мы надеемся, что Верховный суд нас поддержит».
Что касается Морозовского округа, то здесь первое место неожиданно занял малоизвестный кандидат Рыбкин, до того работавший депутатом 31 МО г. Санкт-Петербурга. Избирательная комиссия зафиксировала массовые подкупы не только в день голосования, но и задолго до него. А одна из петербургских газет опубликовала красочный рассказ о том, как по домам в день выборов разъезжали бандитского вида молодцы на джипах, заботливо предлагавшие подвезти людей до участка и отдать голос за нужного кандидата. Слушания «по Рыбкину» только начались, и пока рано делать какие-то прогнозы.
Итоги выборов в Гатчинском округе №20 оспаривает бывший депутат Борис Ходыкин, член политсовета областного отделения Союза правых сил. А по соседнему 21-му округу – некая общественная организация «За честные выборы». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что радетели честных выборов очень близки к верхушке областного отделения Союза правых сил. Так, глава областных «правых» г-жа Медоева одновременно входит в число учредителей и этой организации. А ее штаб-квартира находится в одном офисе со штабом областного СПС на Разъезжей, 46.
Для СПС выборы вообще оказались крайне неудачными. Раньше они готовились провести в Законодательное собрание 10 человек и создать там свою фракцию. А реально в нынешний состав областного ЗакСа они смогли делегировать только одного представителя, так что их позиции в парламенте даже ослабли. Особенно обидным был провал их кандидатов в Гатчине. По
20-му избирательному округу проиграл действовавший депутат, член политсовета отделения партии Борис Ходыкин. Депутатское кресло у него отбил предприниматель, директор «Центра чистой воды» Алексей Булынин. А в 21-м округе уже в третий раз уверенно победил левый радикал Владимир Леонов. Сама Залина Медоева дважды проигрывала ему выборы. На сей раз СПС выставил кандидатуру муниципального депутата Александра Меца, который получил почти в три раза меньше голосов, чем лидер избирательной гонки.
В итоге на свет появились два исковых заявления в суд. Алексея Булынина обвинили, в частности, нарушении правил финансирования избирательной кампании, а также в том, что на одном из участков присутствовали мать и жена кандидата. Последняя, якобы, жестами показывала избирателям, за кого голосовать...
Владимиру Леонову, в свою очередь, ставят в вину, что он издал во время кампании брошюру «Как обратиться в суд» с образцами исковых заявлений. Она бесплатно раздавалась гатчинцам на улицах. Хоть Леонов и оплатил ее издание через кандидатский фонд, истцы сочли, что он таким образом оказывал населению бесплатные юридические услуги. А это, дескать, можно расценивать как подкуп. Кроме того, депутата обвиняют в использовании служебного положения в период выборной кампании (кабинета для приема избирателей и т.д.).
Хотя оба процесса еще продолжаются, рискнем предположить, что суд не примет в расчет во многом надуманные претензии и оставит мандаты обоим избранникам Гатчины.
Последнее дело относится скорее к области курьезов. В Подпорожском районе проигравший кандидат Александр Коконигичев подал в суд на победителя Михаила Агафонова за то, что тот вроде бы использовал больше эфирного времени на телекомпании ЛОТ, чем другие соискатели депутатских мандатов. Наверное, этот шаг был предпринят от безысходности.
Как видим, Ленинградский областной суд стал после выборов своеобразным центром «политических разборок».