Но настоящие проблемы из-за происхождения были все-таки у отца Олега Антоновича. Его дважды сажали. В первый раз сразу после революции, второй – в 37-м. Несмотря на репрессии, фамилию упертый офицер все-таки сохранил. Так как «менять имена не в традициях Барклаев».
За свою жизнь он (разумеется, речь идет об отце) успел поучаствовать практически во всех войнах 20 века, в том числе и в Первой мировой. Был отравлен немецкими газами, имел контузию, сабельное ранение... В советские времена, будучи высланным в Вологду, экс-полковник царской армии стал председателем местного колхоза. И еще долгое время по области ходили разговоры о главе колхоза с фамилией великого полководца, который рассекал окрестности в военной форме старого режима.
Там же, в Вологде, у Антона Барклай де Толли родились сыновья. Теперь один из них – подполковник Олег Антонович – перебрался в Петербург и стал тренером мотошколы.
Несмотря на свое иностранное происхождение, потомок великого полководца, что называется, «языкам не обучен». И очень возмущается, когда видит на питерских магазинах надписи на английском.
– Отец говорил на латыни, немецком и французском. В детстве я тоже занимался немецким и делал в этой области кое-какие успехи. Но потом в школе нам стали преподавать английский, и в голове у меня начался полнейший хаос... Теперь я вынужден расплачиваться за свою нерадивость, так как ни с какими языками, кроме русского, не знаком. Это мой старший брат легко рифмовал и играл на гитаре. Меня же больше привлекал спорт.
<z>– А какие черты вы унаследовали от предка?</z>
– Говорят, что из всей нашей семьи чисто внешне на прадеда больше всего похож именно я. А из черт... Пожалуй, только скрытность.
<z>– Одни источники утверждают, что Михаил Богданович был немецкого, другие – прибалтийского происхождения. </z>
– Барклаи никогда не были ни немцами, ни прибалтами. К французам мы, кстати, тоже никакого отношения не имеем. И хотя всех смущала наша пресловутая частица «де», на самом деле она является всего лишь показателем принадлежности к высокому роду. Мои предки пришли из Шотландии. Их история и так была сильно искажена. А тут еще Лев Толстой подлил масла в огонь. В своем романе «Война и мир» он выставил Кутузова как национального героя, а Барклая как его слабое подобие. В общем-то, такая трактовка вполне объяснима, ведь писатель восхвалял своего дальнего родственника. К тому же его книга – это художественное произведение. Однако многие читатели об этом забывают. А это сказывается на отношении к Барклаю.
<z>– А вы знакомы с потомками Кутузова?</z>
– В 60-х годах я поддерживал с ними отношения. Но впоследствии потерял их из виду.
<z>– А есть города, где к Барклаям относятся особенно трепетно?</z>
– Нас очень любят на Смоленщине. Прадед многое сделал для этого города. Поэтому, когда у нас обострился жилищный вопрос, Смоленск тут же предложил мне квартиру. В Питере же нам никто помогать не спешит. Приходится ютиться вчетвером в однокомнатной квартирке.
<z>– Много ли Барклаев живет нынче в России?</z>
– Прямыми потомками Михаилу Богдановичу являемся только я и мои дети. Однако наши родственники живут в Финляндии, в Шотландии, в Швеции. В свое время я даже получал от них письма. Но потом стараниями КГБ наше общение было прервано. К сожалению, за свои 56 лет я так ни разу и не вырвался за границу. Хотя поглазеть на шотландское имение было бы интересно.
ТОП новостей
- В июне в Петербурге введено более 166 тыс. кв.м жилья
- В ГМЗ «Царское Село» в выходные пройдут дни оперы и балета
- В Петербурге на минувшей неделе ураганом повалено около 600 деревьев
- В Петербурге вновь начал работу проект «Турпомощь/Ask Me SPb»
- Скорая помощь Ленобласти за неделю выполнила 9663 вызова