Видеострасти «по-русски»

Слушания начались еще в феврале этого года, но уже в конце марта из-за болезни одного из главных фигурантов – Дмитрия Рождественского –в деле был объявлен длительный перерыв. Тем не менее суду удалось до-просить обоих подсудимых, Рождественского и бывшего гендиректора «11 канала» Александра Секретарева, многочисленных свидетелей. Часть допросов еще впереди. Адвокаты Дмитрия Рождественского надеются на победу, однако отдают себе отчет, что добиться этого будет крайне непросто.
<z>Лиха беда – начало</z>
«Русское видео» возникло в начале 90-х годов как одно из подразделений концерна «Видеофильм», призванное заниматься тиражированием видео- и кинопродукции. Довольно быстро производственно-техническое объединение «Русское видео» перешло к собственному вещанию. Сперва при его участии на «5 канале» был создан развлекательный канал «Pro Anima», потом была получена собственная частота (на ней сейчас и вещает «11 канал»), построена передающая станция, антенну которой пришлось размещать на высотном здании одного из городских НИИ.
В 1992 году с началом приватизации ПТО «Русское видео» было реорганизовано в Федеральное государственное предприятие «Российская государственная компания «Русское видео». 100-процентным учредителем выступило государство в лице Госкомитета по кинематографии под председательством Армена Медведева.
Затем началось стремительное клонирование названий «Русского видео». В общей сложности было создано 18 дочерних юридических лиц, многие из которых носили то же самое название, и, что интересно, 12 из них находились по одному адресу с головной компанией. Да и работали в новых фирмах одни и те же люди.
«Русское видео» и компания «ЮС» (в ее организации участвовали и двое руководителей «Русского видео») основали новое юридическое лицо – «Русское видео – 11 канал». Лицензия на вещание для новой-старой организации была получена в один день. При этом государству досталось лишь 70 процентов акций.
Затем было организовано ОАО «Русское видео», в котором решила поучаствовать и городская администрация, возглавляемая тогда еще Анатолием Собчаком. Внеся 500 миллионов «старых» рублей, мэрия получила долю в новой компании. Вновь созданному ОАО перепало и имущество прежнего «Русского видео» (той самой ФГП РГК) на сумму 400 миллионов рублей, о чем Министерству госимущества не сообщили.
После изменения устава в состав учредителей «Русское видео – 11 канал» было введено ЗАО «Медиа-Мост», доля которого в уставном капитале составила 75 процентов.
«Русское видео» успело отметиться и в Финляндии. В 1992 году Дмитрий Рождественский основал совместное предприятие – «Ruskoe Video Finland RVAF Oy Ltd». Одна его половина принадлежала Рождественскому, вторая – его финскому партнеру Рейо Нюкканену.
Финский проект никакого отношения к одноименной компании в Петербурге не имел, хотя в России его представляли как якобы финский филиал Федерального государственного предприятия «Русское видео». Говорят, что Рождественский использовал свое положение в личных целях. Якобы брал у финнов деньги за прокат их рекламы на государственном телеканале, а канал этот и, соответственно, государство, ничего с проката не имели. На счетах данной фирмы аккумулировались украденные из России бюджетные деньги.
На сегодняшний день под маркой «Русского видео» фактически скрывается холдинг, в который входят, кроме 11-го телевизионного канала, АО «Порт Ломоносов», несколько причалов в поселке Лебяжье и на военно-морской базе в Кронштадте, Петербургское отделение Российской финансовой корпорации. Кроме того, очень тесно с «Русским видео» было связано отделение Мальтийского ордена «Приория СПб ордена св. Иоанна Кронштадтского», в котором Рождественский играл не последнюю роль.
<z>Не Аль Капоне, но все же...</z>
Начиная с конца марта 1998 года следственная бригада Генеральной прокуратуры РФ совместно с налоговой полицией в рамках возбужденного уголовного дела по фактам уклонения от налогов и хищения бюджетных средств провела серию обысков по адресам физических и юридических лиц, причастных к деятельности «Русского видео».
10 сентября 1998 года Рождественский был арестован (санкцию подписал заместитель генпрокурора РФ Михаил Катышев). Ему было предъявлено обвинение по статье 160 часть 3 УК РФ, предусматривающей ответственность за хищения.
Авансы следствия были очень многообещающими и сенсационными. Намекали на связь «махинаций на «Русском видео» с именами Галины Старовойтовой, Юлия Рыбакова и их помощника журналиста Руслана Линькова. В прессу просачивались слухи (со ссылками на конфиденциальные источники в правоохранительных органах) об участии «Русского видео» в контрабанде цветных металлов в Прибалтику с использованием причалов в Ломоносове.
Кроме того, поговаривали, что якобы с 1993 по 1998 год руководством канала было похищено 2,9 миллиарда рублей, выделенных на развитие «11 канала» из государственного бюджета.
В шумиху вокруг «Русского видео» вмешалась и Счетная палата. По поручению Госдумы была проведена проверка законности, эффективности и целесообразности использования федеральной собственности начиная с января 1993 года. Счетная палата установила, что руководители государственной компании «Русское видео» создали уже не очень государственное общество с ограниченной ответственностью «Русское видео – 11 канал» для того, чтобы в дальнейшем в состав его учредителей вошел холдинг «Медиа-Мост». Предполагалось, что доля холдинга в уставном капитале «Русское видео – 11 канал» будет увеличена. В результате, согласно выводам специалистов Счетной палаты, доля компании «Русское видео» в капитале «Русское видео – 11 канал» уменьшилась со 100 до 17,5 процентов. Кроме того, руководители «Русского видео» перенаправили лицензию на телерадиовещание на частоте 11-го телевизионного канала компании «Русское видео – 11 канал». Целесообразность передачи функций телевещания на этом канале отметил в письме к руководителю ФСТР России Лазуткину председатель Совета директоров компании «Русское видео» Рождественский. Он указал, что эта мера является частью плана предполагаемой реструктуризации «Русского видео», и отметил, что доля государственного предприятия в уставном капитале «Русское видео – 11 канал» составит 70 процентов. Но в итоге оказалось совсем не так.
<z>Тюрьма здоровья не прибавит</z>
Дмитрий Рождественский провел за решеткой (по большей части, в медчастях следственных изоляторов и тюремной больнице) в Крестах, выборгском СИЗО, московском СИЗО «Лефортово», в следственном изоляторе питерского УФСБ, Межобластной тюремной больнице имени Газа почти два года.
Несмотря на щедрые авансы, раздававшиеся следствием, к его окончанию в 42-томном деле осталось всего три эпизода (по мнению самого Рождественского и его адвокатов – «дело на уровне районного ОБЭП»), общая сумма хищений, по которым предъявлено обвинение, составила 324 миллиона 127 тысяч 400 неденоминированных рублей. Налоговые преступления, по которым это дело было возбуждено в марте 1998 года, в ходе следствия не получили подтверждения.
Лишь 3 августа 2000 года после неоднократных попыток адвокатов решением судьи Натальи Беганской в связи с плохим состоянием здоровья Рождественского ему была изменена мера пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде. Почти сразу после освобождения, а если точнее – 7 августа, Рождественский в постинфарктном состоянии, отягощенном сахарным диабетом и фурункулезом, был госпитализирован в клинику ВМА имени Кирова, где пробыл несколько месяцев.
<z>Суд сказал – поехали...</z>
Начало судебного процесса несколько раз переносилось. Впервые дата начала слушаний в Петроградском суде была назначена на 28 августа 2000 года. Но из-за болезни Дмитрия Рождественского судья перенесла их на 24 октября. Правда, и в этот день слушания не начались – Рождественский все еще находился на больничной койке. Лишь 22 февраля уже 2001 года процесс, что называется, пошел.
Сам Дмитрий Рождественский убежден, что дело в отношении него и его коллегии Александра Секретарева носит «заказной характер».
– Правоохранительные органы и органы предварительного следствия превращаются в «модные дома по пошивке «деревянных костюмов», выполняя самые различные политические заказы, – заявил он, едва оказавшись на свободе после изменения ему меры пресечения.– Мы ощущали внимание со стороны правоохранительных органов к «Русскому видео» еще с 1995 года. Еще тогда по инициативе Виктора Ильюхина сперва Счетная палата, а затем и правоохранительные органы стали активно искать на «Русском видео» «коррупционные связи Собчака», устраивали налоговые проверки. В марте 1997 года в ходе «масок-шоу» вывезли большую часть документации, затем история повторилась спустя год, когда вывезли все оставшиеся документы. Тогда, в 1998 году, все обыски проводились в рамках «дела Собчака». Собственно же дело «Русского видео» возникло значительно позже.
По словам Рождественского и его адвокатов, на протяжении всего времени существования «дела «Русского видео» следователи говорили о наличии некоего «основного дела» и именно к этому апеллировали, настаивая на необходимости оставлять Дмитрия Рождественского под стражей в ответ на все попытки защиты добиться ему изменения меры пресечения. Сперва подразумевалось «дело Собчака», затем «дело Гусинского», но на настоящий момент никаких следов «основного дела» не существует. Ни по одному из них Рождественского специально не допрашивали, хотя вопросы и об одном, и о другом задавали. Мало того, по мнению адвокатов, большинство «страшных обвинений», которые имелись в деле в начале расследования, куда-то «рассосались»: налоговые нарушения не нашли своего подтверждения – они за все время деятельности РГК «Русское видео» с 1992 года составили не более 1000 МРОТов; материалы о получении «Русским видео» причалов на военно-морской базе в Ломоносове выделены в отдельное производство и направлены для расследования в военную прокуратуру, но Рождественского среди фигурантов этого дела нет.
Примечательно, что в результате всех этих перипетий еще до вынесения судом какого-либо приговора сам Рождественский и его близкие серьезно пострадали. В настоящее время документы проходят врачебно-трудовую экспертизу, которая вполне может признать бывшего главу «Русского видео» инвалидом. Его жена Наталья перенесла инсульт. Долгое время она вообще не отдавала себе отчет в происходящем, а сейчас практически полностью парализована. За эти два года в больнице не раз оказывалась и 80-летняя мать Рождественского, а его отчим недавно перенес инфаркт.
Под угрозой оказалось и само существование «Русского видео». Сказалось не только изъятие в ходе следствия документов компании. Сам Рождественский заявлял, что следователи якобы угрожали ему изъять лицензию на вещание канала в качестве «вещественного доказательства», что поставило бы окончательный крест на деятельности компании. А сегодня речь идет уже об аресте счетов судебным порядком. 7 октября 2000 года судебные исполнители арестовали 75% акций «11 канала», принадлежащие ТНТ, а также 17,5% акций компании «Русское видео».
Правда, на нынешнем «Русском видео – 11 канале» считают несколько по-другому. «На деятельность канала ни арест Дмитрия Рождественского, ни его освобождение никак повлиять не могут. Рождественский имел отношение к госпредприятию «Русское видео». После того, как контрольный пакет «Русского видео» был выкуплен «Медиа-Мостом», «11-й канал» стал отдельным юридическим лицом, к которому Рождественский не имеет никакого отношения», – заявил генеральный директор компании ООО «Русское видео – 11 канал» Андрей Мокров. В Генпрокуратуре считают иначе – чем, собственно, и мотивируют свой интерес к компании. Следует также учесть, что 75% акций ООО «Русское видео – 11 канал» по-прежнему принадлежат «Мосту».