«Каждый должен гордиться тем «Черным квадратом», который у него есть…»

Итак, если верить Швыдкому, еще одна граница между природой и искусством исчезла. И о «пророке» Малевиче еще будет сказано немало теплых и холодных слов. Это в будущем, а в настоящем картина «Черный квадрат» была куплена Министерством культуры для Эрмитажа за один миллион долларов у Инкомбанка. Деньги из своих, по выражению Михаила Швыдкого, «скромных личных» сбережений пожертвовал государству Владимир Потанин – президент холдинговой компании «Интеррос». За что удостоился грамоты за вклад в развитие культуры (такую же накануне получил Ростропович) и был поставлен министром в один ряд с известным меценатом прошлого века Саввой Морозовым. Сам Потанин скромно отблагодарил передовую интеллигенцию за оказанную честь, а Михаил Швыдкой, кстати, заметил, что у российских промышленников и предпринимателей не все так плохо, хотя сотрудничество на культурной ниве – работа трудная, можно сказать, ювелирная...
А вот директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии экспозиции рассказывал о потоке восторженных и не совсем восторженных писем. Содержание последних сводилось примерно к следующему. У Эрмитажа есть нормальные картины, так зачем покупать такое... за миллион, когда в стране других проблем хватает. Сам Малевич, по мнению Пиотровского, тоже был бы не в восторге от того, что «Черный квадрат» теперь в Эрмитаже. Говорят, национальную гордость великий основатель супрематизма в живописи недолюбливал. Как бы то ни было, все споры разрешило время. И сегодня наличие «Черного квадрата» в Эрмитаже означает конец и одновременно начало нового этапа в развитии не только музея и его коллекции, но и в целом подходов к организации нового климата для развития искусства. Да и сама картина, о художественных достоинствах которой судить не имеет смысла, на протяжении столетия толкуется как символ смерти живописи и возрождения ее в новой ипостаси. Известно, что этих символических смертей четыре. Два «Черных квадрата» находятся в Третьяковке, один в Русском музее, и теперь последний нашел свое пристанище в Эрмитаже. Известный арт-деятель и знаток мирового искусства Анатолий Белкин пока не ощутил разницы между ними за исключением величины холстов и размеров квадратов, но уже в самое ближайшее время собирается открыть каталог Малевича и погрузиться в сравнение. На вопрос корреспондента «Версии в Питере», какой же квадрат наиболее выразителен, знаток ответил: «Каждый должен гордиться тем «Черным квадратом», который у него есть…»
Что касается нового климата, то здесь нельзя обойти вниманием создание благотворительного фонда «Эрмитаж–Гуггенхайм», деятельность которого будет направлена на продвижение проектов этих музеев в области искусства, дизайна, архитектуры и образовательных программ. Председателем Совета директоров фонда избран Владимир Потанин. Сейчас фонд располагает суммой в один миллион долларов, поступившей из сбережений Потанина и председателя попечительского совета фонда Питера Льюиса. Первый проект, намеченный к реализации, – реконструкция здания Главного штаба в культурный центр Петербурга. По словам Михаила Пиотровского, в этой части Эрмитажа, помимо выставок, будут магазины, мультимедийные элементы, и даже, если поместится, кинотеатр. В целом же к трехсотлетию города Министерство культуры собирается открыть музей Державина, отреставрировать Инженерный замок и закончить переезд Музея истории религии из Казанского собора. Так что «Черный квадрат» – действительно начало во взаимоотношениях государства, музеев и меценатов.