Вы в вуз поступили по «блату»?

<z>Экзаменов не будет. Все билеты проданы</z>
Это фраза из очень «бородатого» анекдота. Якобы такое объявление повесили на дверях вуза. Историй, подтверждающих этот тезис, можно услышать множество.
Анна Морозова, неудачливая абитуриентка:
— Я поступала в Университет. За первый экзамен, сочинение, получила четверку, хотя в школе с сочинениями у меня все было хорошо. Следующим был английский язык. Преподаватель, выслушав мой ответ по билету, стал «гонять» дополнительными вопросами. Причем на уровне, намного превышающем школьный. В частности, проверял меня на знание очень сложных языковых конструкций. Ну, в общем, я получила «тройку». А рядом со мной сидел какой-то шикарно одетый парень, которому задавали вопросы типа «Моего друга зовут Петя, а меня Вася». И он получил «пятерку»...
Подобных историй существует множество. Пересказывать их, я думаю, не имеет смысла, все они одинаковы. Абитуриента «валят» на дополнительных вопросах, а в то же время кто-то рядом сдает тот же экзамен без особого напряжения.
По рассказам «провалившихся», существуют следующие способы подтасовки результатов:
– дополнительные вопросы для «чужих». Даже в рамках стандартной школьной программы можно найти гарантированно «топящий»;
– наводящие вопросы при ответе «своих»;
– меченые экзаменационные билеты;
– прямая помощь — шпаргалками и т.д.
К сожалению, доказать факт наличия (или отсутствия) «блата» очень трудно. По закону абитуриент, недовольный результатами, имеет право подать апелляцию, получить на руки свое сочинение. Однако на практике это право используется редко. Члены приемных комиссий, понятное дело, отрицают факты «блата». А если преподаватель и согласится на большую откровенность, он почти всегда просит не называть свое имя. Из разговоров с ними выяснятся, что вопрос «блата» не ограничивается дилеммой «есть — нет». Все гораздо сложнее.
<z>Психологический блат</z>
И.К., член экзаменационной комиссии, преподаватель училища им. Мухиной:
– «Блата» в чистом виде у нас нет. Такого, когда кто-то звонит в приемную комиссию и просит принять нужного абитуриента. У нас ведь главное — художественный талант. А картина — не устный ответ. Это документ. Если человек рисовать не умеет, его не спасут никакие знакомства. Но, с другой стороны, есть «психологический блат». Художественная среда — мир довольно узкий. И вот представьте, экзаменатор видит человека, сына своего знакомого, которого он еще в детстве учил кисточку в руках держать. Понятно, что он по-другому относится к такому абитуриенту. Тем более если знает, что парень кроме художнической карьеры ни о чем в жизни никогда не думал... Есть и художественные пристрастия… Но к нам поступает множество талантливых ребят из провинции. И никто их не «валит».
Ему вторит член приемной комиссии Литературного института (Москва):
– Для нашего института главное — наличие таланта. И если на творческом конкурсе человек продемонстрировал незаурядные литературные способности, мы ему на других экзаменах оценку «натянем».
Игорь Константинович, Академия культуры:
– В нашем вузе «блата» не наблюдается. Но приоритеты есть. Сюда поступают в основном девушки. Поэтому к парням у нас отношение гораздо менее суровое.
И еще одна тонкость. Преподаватели совсем по-другому относятся к людям, еще во время учебы в школе демонстрировавшим стойкий интерес к будущей профессии. К примеру, юридический факультет Университета считается «блатным» на 100 процентов. А вот Виктор Кузнецов поступил туда с первого раза.
– Нет у меня ни влиятельных знакомых, ни богатых родителей. Я просто два года ходил в школу юных юристов. Бесплатную. Там у нас люди с юрфака лекции читали. Так что на экзаменах ко мне относились не как к первому встречному. Если я с половиной преподавателей в курилке за руку здоровался…
То же самое относится и к слушателям подготовительных курсов. Тут уже есть коммерческий подтекст. Ведь люди заплатили вузу за обучение. Но, согласитесь, все-таки «блатом» это назвать сложно. Тем более известно множество случаев, когда слушатели подготовительных курсов в студенты не попадали.
<z>Все виноваты, кроме меня</z>
Есть и гораздо более резкие отзывы насчет «вопроса о блате».
– Знаете, кто больше всех шумит по этому поводу? Те, кто был элементарно не готов к экзаменам, — считает доцент Санкт-Петербургского электротехнического университета Смольянинов.
В самом деле, есть такое качество у русских людей — обвинять в своих неудачах кого угодно, кроме себя. Позволим себе напомнить еще один анекдот на «вступительную» тему.
Заика рассказывает: «На р-радио д-диктором
п-поступал. Не в-зяли — п-потому что еврей…»
Вспоминает Андрей Оболашвили, ставший в этом году студентом Университета:
– Я хоть и грузин по национальности, но всю жизнь жил на Урале. Ни больших денег, ни связей не имею. Даже на подготовительных курсах не занимался. Но знания у меня крепкие. И вот сдаю историю. А рядом отвечает девица. Вернее, не отвечает, а лепечет. Сразу видно, что в предмете она, что называется, ни в зуб ногой. Ставят ей двойку, на мой взгляд, вполне справедливо. Через некоторое время выхожу я в коридор. Там эта девушка рыдает на плече у мамы, которая неизвестно как попала внутрь (во время вступительных экзаменов посторонние в вуз не допускаются). Рассказывает, что ее злодеи-преподаватели «завалили» коварными вопросами. Мамаша меня спрашивает: «А вы что, молодой человек, получили?» Я отвечаю — «пять». Тут мамаша завопила на весь институт: «Вот так теперь! Все места кавказцы скупили, а русским податься некуда!» Теперь думаю, она всем встречным и поперечным рассказывает, что наш институт скупила кавказская мафия. Вот так и слухи про «блат» ползут по городу.
Что можно сказать напоследок? Безусловно, были и есть преподаватели, протаскивающие в вуз знакомых и чад нужных людей. Особенно — в наше время. Но слухи о том, что без блата нынче не поступить, — сильное преувеличение. И будущим абитуриентам стоит все-таки заниматься не поисками «левых» дорог в вуз, а серьезной подготовкой к поступлению. Глядишь — и получится. Тем более — целый год впереди…