Игра в аукцион, или Как Шишкин Абрамовича и Березовского на торги не пустил

<z>– Почему специализируетесь именно на этом периоде? Модно, легче достать?</z>
– В какой-то момент мне стало ясно, что новой революции в современном русском искусстве не произошло и уже не произойдет. И как следствие, к авангардным направлениям интерес резко угас. А если люди перестали отдавать деньги за современное искусство – зачем тогда его предлагать… Вот мы и сосредоточились на советской живописи.
<z>– Говорят, что на вашем первом официальном аукционе в 99-м вышел казус с небезызвестными лицами.</z>
– Действительно, история получилась забавная. Клиентами тогда были только иностранцы, в основном дипкорпус. Мы решили не пускать русских, и когда приглашенные собрались, закрылись, а на дверях выставили охрану. Через какое то время после начала аукциона мне говорят, что там какие-то наши приехали на солидных машинах и хотят сюда попасть. Я от правила не отступил. Месяца через три встречаю своего приятеля, а он говорит: что же это у тебя охрана такая бестолковая. Мы обедали вместе с Березовским и Абрамовичем в ресторане «Узбекистан» и я вспомнил, что у тебя сегодня первый аукцион. Приехали, а твой охранник нас не впустил – вот мы и подались восвояси...
<z>– За пять лет аукционов насколько серьезно эволюционировал клиент?</z>
– Спустя два года мы открылись и для русского клиента. Как показывает практика, их интересы очень разнятся. Иностранцы покупают много незаконченных этюдов, «знаковые» картины с вождями, пионерами, сталеварами, предпочитают импрессионизм, не зацикливаются на имени художника…
Русские же покупают картины в духе передвижников, а самое популярное – это пейзажи наподобие тех, что печатались в учебниках «Родная речь» для начальной школы. Нашему покупателю важно имя художника и чтобы все было «как взаправду».
А самое главное – у иностранцев всегда есть ценовой «потолок». Если у него установка потратить не более двух тысяч долларов, то, что ему ни покажи, больше не отдаст. Наш же покупатель способен на широкий жест.
Однажды я продавал две миниатюры-иллюстрации пятидесятых годов по мотивам «Дюймовочки». Каждая по двести долларов. Торг начался со ста за штуку. В зале оказались двое азартных «любителей детей», которые остановились на трех тысячах за обе работы – иностранцы попадали в обморок. Когда русские начинают торг, иностранцы тут же выходят из игры, им в этих «гонках» делать нечего. И несмотря на то что на аукционах наших всегда меньше, денег они тратят гораздо больше, нежели иностранцы.
<z>– Раскройте профессиональные секреты: как формируется цена на работы?</z>
– Правила такие: после того, как картина оценивается, мы выставляем ее на аукцион по цене в два раза меньшей. Если в зале находятся покупатели, мы идем вверх, если нет – готовы снизить цену до разумных пределов. Мне интересно продать картину за ее реальную стоимость – то есть за ту цену, которую за нее дадут. В какой-то степени мы сами формируем рейтинг и спрос – работы малоизвестного художника, продающиеся поначалу по «нижним» ценам, потом дорожают, так как благодаря аукционам и деятельности галереи его имя становится известным. Конечно, есть картины, которые я просто не отдам за сумму меньшую, чем их оценочная стоимость.
<z>– Вы всегда сами проводите аукционы… Что это: азарт, кровь бежит быстрее?</z>
– Аукцион – особая форма работы с покупателем. Если я хороший рассказчик, то я вам «навешаю» всяких историй, вы увлечетесь. В итоге я вытащу деньги из вашего кармана, а вы купите картину с удовольствием. Это всегда поединок между аукционистом и покупателем.
Недавно у нас состоялся рекордный по объему продаж аукцион. Чемпионом стала картина 1953 года практически неизвестной художницы Скубко-Карпас «Интересная радиопередача». Долгое время она украшала какую-то телефонную станцию и попала ко мне из рук частного коллекционера. Я оценил ее в тридцать тысяч и пригласил одного из своих постоянных покупателей, которому она действительно очень понравилась. Но он захотел посоревноваться и предложил: плачу с ходу пятнадцать и забираю картину. Мы не договорились, и я выставил ее на торги. Так вот: этот же покупатель боролся за нее до сорока четырех тысяч, но его все же перебили и купили картину за сорок шесть!
<z>– Дайте словесный портрет вашего основного клиента.</z>
– Это русский с большим достатком либо устойчивый средний класс, который покупает качественные дорогие вещи. Большую роль играет азарт. В последнее время у меня перестали покупать работы просто из галереи, хотя зачастую это дешевле. Все ждут аукциона, игры, торга.
<z>– Если говорить о покупке картин как о капиталовложении, каких художников имеет смысл покупать?</z>
– «Идет» то же, что и десять-пятнадцать лет назад. То, что сейчас можно назвать «качеством», будет в цене и через сто лет. Мало того, эти вещи с каждым годом стремительно растут в цене. Советская художественная школа, уходящая корнями в русскую реалистичную школу живописи, очень ценится, особенно Петербургская линеарная и Московская импрессионистическая школы. Они существовали и до революции. На каждую находятся свои покупатели – кому-то нравится более свободная «московская» манера, это очень популярно в Америке, к примеру. А среди русских покупателей больше любителей «прописанной» питерской живописи.
<z>– Насколько, на ваш взгляд, в России сформирован рынок живописи и антиквариата?</z>
– Этот рынок практически отсутствует. Можно сказать, что мы находимся в начале пути. Сейчас рынок антиквариата – это либо известные имена, либо рыночный «развал», где торгуют чем попало. Наткнуться на что-либо приличное можно, но сложно.
<z>Фото автора</z>