Реставрация - дело тонкое. И долгое

Большой китайский кабинет ждет первых посетителей.

 

Большой китайский кабинет в Китайском дворце в парке Ораниенбаум был закрыт на реконструкцию 6 лет назад и вот, наконец, в эти выходные он распахнул двери для всех желающих. Накануне там побывал корреспондент «Конкретно ру». и узнал,  что теперь посетители смогут увидеть 13 из 17 залов, в числе которых - вся парадная анфилада дворца.

Анфилада поистине великолепна, ведь строилась она для самой Екатерины Великой и находилась в Китайском дворце, расположенном в первой ее личной резиденции, которую она назвала «Собственная дача».

История Китайского дворца начинается одновременно со становлением Екатерины II как императрицы: ещё будучи великой княгиней, она задумывает построить в Ораниенбауме свою Собственную дачу с увеселительным садом и катальными горами. Став императрицей, она уже «сентября 3 дня 1762 года» (то есть, спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на ее строительство. Архитектором  был назначен Антонио Ринальди.

Дворец строился в целом в стиле рококо, а свое название он получил благодаря отделке интерьеров 4-х залов в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.

Чудом избежавший разрушений в годы Великой Отечественной войны, дворец с 2004 года подвергается комплексным работам по консервации и реставрации: по 2009 год были выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, затем началась постепенная реставрация его интерьеров.

К сегодняшнему дню восстановлены все залы парадной анфилады дворца, общей протяженностью 65 метров, где сохранились полы из наборного паркета 18 века и плафоны потолков. Открывается она, как положено, помещением под названием Передняя с сохранившимися росписями стен и плафоном Серафино Бароцци. Поблизости можно осмотреть опочивальню Павла I – это бывшая Штофная, и рядом находятся будуар с прекрасной отделкой и бывшая Гардеробная, где несмотря на ее название стоит сохранившаяся мебель из коллекции дворца, но эти помещения не относятся к парадной анфиладе, хотя уже говорят о роскоши Китайского дворца.


Неповторимы Стеклярусный кабинет и Большой Овальный зал. Стены первого украшают 12 панно, вышитых вручную стеклярусом и синелью, автором рисунков для которых был Жан Пильман. Пол этого кабинета был когда-то выполнен из смальты, а ныне об этом искусстве дают понятие два столика и консоль, установленные вблизи окон.

Большой Овальный зал, к сожалению, потерял во время войны одно из главных украшений – плафон авторства Д.Б. Тьеполо, на месте которого позже разместили плафон работы С.Торелли, перенесенный из Мраморного дворца. За ним в анфиладе следуют два зала, открытые после реставрации в прошлом году. Штукатурный покой, который получил свое название благодаря изящной лепке, здесь также находится работа С.Торелли «Селена и Эндимон».

Филигранно отделан Малый китайский кабинет, где все было выполнено по рисункам Антонио Ринальди, а нынешняя обивка шелком стен этого кабинета воссоздана была в 1966 году. 15 видов ценных пород дерева использованы при укладке полов этого зала.  Надо отметить, что ни в одном из 17-ти залов дворца рисунок паркетов не повторяется.

И, наконец, открывающийся ныне Большой китайский кабинет, реставрация которого заняла 6 лет. Как рассказала  Татьяна Сясина, заведующая сектором "Собственная дача" отдела "Хранение и изучение памятников Ораниенбаума" ГМЗ "Петергоф", этот интерьер впервые подвергся комплексной реставрации. Только в 1946 году были проведены частичные работы и реставрация плафона.

«Зал был передан за два года до начала работ, в течение которых правильно подгонялась температура, потому что реставрация может идти при температуре не ниже 14 градусов. Благодаря двум зимам, когда дворец немного протапливался, мы смогли начать реставрационные работы», - добавила она.

Особенностью декоративного убранства, выполненного в стиле «шинуазри», являются наборные деревянные панно на стенах, которые созданы в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости, которые великолепно смотрятся. Завершает декоративное убранство плафон «Союз Европы и Азии» работы итальянского художника Якопо Гуарана. Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает в себе восточные орнаменты с элементами европейского рококо. Выполненный по рисунку А. Ринальди в 1773 году, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце.

Из убранства в этом великолепном зале пока стоит только большой бильярдный стол, но зато какой. Приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году, раритетный «аглицкой билиарт» работы мастера Р. Кларка, был установлен здесь в царствование императрицы Екатерины II, которая была большой любительницей этой игры и на нем чудом сохранились даже лузы с матерчатым обрамлением.

В ходе торжественного открытия Большого китайского кабинета Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф», сказал: "Мы еще на один шаг приблизились к завершению реставрации этого замечательного и единственного в России памятника эпохи рококо.

Теперь уже посетители музея смогут оценить и великий труд по созданию этого дворца Антонио Ринальди, и работу реставраторов, возвративших его нашему несовершенному миру.