Эксперт: Россия никогда не была и не будет частью Запада

Все западные модели, которым следовала Россия, претерпевали специфическую трансформацию.

 

Участники круглого стола "Российская идентичность и кризис цивилизации: сможем ли мы сохранить свою душу?"  поделились размышлениями о психологических последствиях разрушения российской идентичности, а также особенностях русской души, передает корреспондент "Конкретно.ру".

Ректор Восточно-Европейского института психоанализа, председатель Общероссийского Совета по психотерапии и консультированию Михаил Решетников отметил, что ментальность формируется веками, тысячелетиями и не меняется по указу руководителей страны. Любые исторические реформы в любом обществе становятся возможными только тогда, когда сформировался их психологический базис. А пока базис не сформировался, можно сколько угодно спорить о западных о восточных путях развития, это абсолютно бесполезно. Какие бы модели развития мы бы не приносили в Россию, они будут идти в рамках действующей ментальности. Российская ментальность осталась на уровне последних 500-600 лет.

В российской исторической традиции можно выделить несколько основных целей, считает ректор Восточно-Европейского института психоанализа. Первая - российская историческая гордыня, которая была заложена в XV веке и совпала с распадом Византийской империи. Россия тогда была единственным претендентом на роль одной из ведущих мировых держав. Претензия России основывалась на культурном, научно-техническом и военном могуществе в мире. Эта претензия не была реализована, особенно в культурной и научно-технической сфере, но породила массу мифов об особой русской душе, характере, непоколебимом духе, непобедимой русской армии. После 1917 года эти мифы были искусственно трансформированы в аналогичные мифы.

Вторая - российская историческая экспансия. Российское государство постоянно расширяется. Эта традиция сочеталась с другой - с признанием мессианства России по отношению к другим народам. Специфика России заключается в том, что она не колонизировала. Малые народы продолжали говорить она своих родных языках. Третья традиция -  ориентация на первое лицо государства. Народ никогда ничего не решал, в отличие от западной Европы, где в XVII веке появились бюргерство.

По  словам Михаила Решетникова, все западные модели, которым следовала Россия, претерпевали специфическую трансформацию. Например, европейская социал-демократия трансформировалась в большевизм, демократия - в демократизм с негативным оттенком.

"Особенность наша состоит в том, что мы никогда не были ни скандинавским севером, ни мусульманским югом, ни Западом, ни Востоком. Россия это часть Европы, но она никогда не была и не будет частью Запада. Мы всегда были островом цивилизации, и в этом есть особая надежда на возрождение этого острова. И возрождение происходили тогда, когда остров был окружен океаном, некуда было деваться, и что-то надо было делать с этим островом. Я скептически отношусь к присоединению к западным ценностям. Зачем нам, молодой нации, престарелая Европа? Шпенглер давным-давно написал свой труд "Закат Европы". Запад конечен, поэтому в присоединении не вижу никакого смысла. Россия будет возрождаться и постепенно своим путем придет к осознанию того, что мы великий народ с великим языком и культурой", - резюмировал Михаил Решетников.