Немногие из выживших ныне сетевиков питерского аудио-видео бизнеса хорошо помнят,
с каким размахом и тотальностью правоохранительные органы Северной столицы вели борьбу за авторские права производителей и правообладателей медиа-продуктов, создатели которых, вероятно, и не подозревали, что под их стягами в Петербурге происходят масштабные рейдерские захваты известных компаний.
Впрочем, если отечественные лже-правообладатели очень быстро потеряли интерес к данной области бизнеса, смекнув, что большие прибыли она больше не принесёт, то участием в этом деле людей в погонах сегодня живо заинтересовался председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Однако, похоже, что для крепко сбитой петербургской правоохранительной системы даже глава СК – не указ.
Пираты XXI века
Борьба с аудиовизуальным пиратством в Петербурге была активизирована накануне саммита 2006 года: крестовый поход против контрафактной продукции затронул практически все крупные сети города – «Титаник», «Айсберг», «505», «Киномир». Тогда же начали звучать первые заявления сетевиков о том, что под эгидой чистки рынка от засилья контрафакта, их попросту «кошмарят» в пользу нескольких организаций, объявивших себя официальными представителями ряда отечественных и зарубежных правообладателей. Одна из таких организаций – некоммерческое партнёрство «ОКО», была учреждена писателем-сатириком Семёном Альтовым и автономной некоммерческой организацией «Управление делами регионального общественного фонда программ УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области».
По словам представителей ГУВД, проверки были инициированы в связи с получением информации о продаже в магазинах продукции с признаками контрафакта. Однако взгляд продавцов на происходящее порой кардинально отличался от версии людей в погонах. Например, представитель сети «505» Алёна Кондрикова утверждала, что предпринимателям предлагали отказаться от своих поставщиков и закупать товар на оптовых складах, контролируемых НП «ОКО». А свое спокойствие магазины могли «купить» за 10 тысяч долларов за месяц.
«Отказниками» начинала заниматься милиция – их магазины закрывались на проверку, а спустя некоторое время УБЭП торжественно объявлял об очередном разоблачении пиратов.
Другого нет у нас пути…
Вскоре борцы с контрафактом произвели «зачистку» практически всего рынка аудиовизуальной продукции Петербурга: часть коммерсантов вступила в НП «ОКО», другие были вынуждены прикрыть бизнес. Одной из немногих «неокученных» компаний, остался ТД «Орби», который сотрудничал с законным лицензором – «Ассоциацией управления авторскими и смежными правами» Сергея Магдалюка.
Предприняв несколько безуспешных попыток подмять под себя несговорчивых коммерсантов, последних решили выдавить с рынка. Ведь ТД «ОРБИ» уже давно был бельмом на глазу, как у НП «ОКО», так и у некогда сотрудничавшего с этой организацией Сергея Замятина, главы Российской антипиратской организации по Северо-Западу.
В ноябре 2007 года на склад ТД «Орби» на Бокситогорской улице нагрянул УБЭП.
Тот факт, что ордер на обыск вынесен в отношении их соседа по складу – компании «Фаворит», нисколько не смутил и.о. начальника 1 отдела ОРЧ УБЭП ГУВД СПб и ЛО Александра Пойгина, в ту пору ещё плотно работающего в выгодной связке с «РАПО». Со склада «Орби» были удалены все сотрудники, а оперативники начинают обыск при запертых дверях. По итогам «удачного дня» правоохранители изъяли со склада весь товар (разумеется, с признаками контрафакта) на многие миллионы рублей. К слову, уходя доблестные стражи порядка прихватили с собой интернет-карты, ксерокс и даже телефоны, которые, по их логике, наверное, тоже могли относиться к пиратской продукции.
«Коламбия Пикчерс» не представляет…
Спустя три месяца (!) на основании результатов обыска следователь СО по Центральному району Владимир Ромицын возбудил уголовное дело по статье «Нарушение авторских и смежных прав в особо крупном размере». Откуда взялся «крупняк», автоматически относящий данное преступление к категории «тяжких»? Согласно материалам дела, НП «ОКО» заявило, что права на аудиовизуальную продукцию на 97 дисках, изъятых со склада на Бокситогорской улице, принадлежат сразу нескольким компаниям – ООО «Торнадо Видео», ООО «Компания Вокс Видео», ООО «ДВД Магия», ООО «Юнивёрсал Пикчерс Рус». Проверять наличие договоров вышеуказанных компаний с иностранными правообладателями следователь принципиально не стал.
И зря. Поскольку российские фирмы с громкими иностранными именами не могут подтвердить исключительность своих прав на территории РФ. Но в самый разгар антипиратской кампанейщины такого подтверждения от них никто и не требовал. Письменного заверения от особых компаний иногда было достаточно для того, чтобы возбудить уголовное дело, а несговорчивого фигуранта закрыть на неопределённый срок в «Кресты». Одной из таких особых организаций была Российская антипиратская организация (РАПО) по Северо-Западу РФ. Но затем между НП «ОКО» и структурой Сергея Замятина пробежала черная кошка. Недавние соратники не сошлись в способах борьбы с пиратством, и Замятин продолжил крушить нелегалов уже в одиночку и гораздо скромнее…
Особо опасен
Между тем, в апреле 2008 года следователь Владимир Ромицын возбуждает ещё одно уголовное дело, правда теперь уже у него есть конкретный обвиняемый – это гендиректор ТД «Орби» Оксана Охримец.
Женщине вменяется хранение контрафактных оптических дисков, которые были обнаружены в помещении магазина на Невском пр., 187, в декабре 2007 года. Стоит ли оговаривать, что размер ущерба псевдоправообладателей и в этом случае был признан особо крупным? Оксана Охримец на три месяца отправилась в СИЗО, поскольку по уверению следователя, оставаясь на свободе, она была способна угрожать свидетелям «контрафактного» преступления. Деяние-то – на шесть лет тюрьмы катит…
Интересно, что оба факта – привлечение Охримец в качестве обвиняемой и обыск на складе ТД «Орби» – судьёй Красногвардейского районного суда Натальей Козуновой признаются незаконными. Впрочем, постановление суда быстро отменила вышестоящая инстанция, и расследование дела, а точнее – его волокита, продолжилось.
Удивительно, что томящийся о душевном благополучии свидетелей Владимир Ромицын, сам ни разу не удосужился побеспокоить их за всё время, которое Оксана Охримец вынужденно провела в компании не самых приятных элементов криминального социума. После продолжительных судебных баталий гендиректора «Орби» выпустили из СИЗО, откуда она прямиком отправляется на больничную койку. Череда продлений сроков предварительного расследования уже приблизилась к десятку, когда назначенный на более высокую должность Владимир Ромицын уходит в ГСУ, оставив криво сшитое дело своему коллеге.
А был ли мальчик?
Ко второй половине 2008 года борьба с «пиратством» заканчивается так же быстро, как и начиналась. По информации осведомленных источников, учредители НП «ОКО» в течение нескольких месяцев вели переговоры о продаже «антиконтрафактного» бизнеса и удачно пристроили скандальный проект владельцам одного из заводов по тиражированию аудио- видеопродукции. А вот особых подвижек в расследовании «тяжкого преступления» Оксаны Охримец еще года полтора не наблюдалось. По всей видимости, следователи попросту не знали, что делать с 46-ю томами дутого уголовного дела: оставлять у себя нельзя, но и направить в суд не возможно.
Как указывает старший помощник прокурора Центрального района в рапорте на имя прокурора района Дмитрия Бурдова, более чем за год следствия должностные лица не удосужились проделать ряд элементарных процессуальных действий. Например, проверить наличие у ТД «Орби» лицензионного договора с Ассоциацией управления авторскими и смежными правами – организации, которая, как подчёркивает прокурор, действует в соответствии с законодательством РФ. Также нарекание вызывает отсутствие в деле информации о точной сумме ущерба, причинённой правообладателям, да еще и незаконность и необоснованность уголовного дела, возбуждённого 04 февраля 2008 года
Сложно сказать, чем руководствовались чиновники СК, восемь раз продлевая сроки предварительного расследования: если воспринимать замечания прокурора всерьёз, становится очевидно, что никаких стараний к тому, чтобы обезвредить человека, совершившего «тяжкое преступление» следователь, инициировавший уголовное преследование Оксаны Охримец, не проявил.
В августе 2010 года дело в отношении гендиректора ТД «Орби» было прекращено. Спустя два года мытарств следствие пришло к аналогичному выводу, что и судья Козунова: достаточных доказательств причастности к совершению преступления гражданки Охримец не найдено.
Бастрыкин нам не указ…
Постановление о прекращении уголовного преследования Оксаны Охримец предусматривает право на реабилитацию. Прошло полгода, но и сегодня первые несколько страниц поисковой системы на запрос фамилии «Охримец» выдадут материалы четырёхлетней давности, где женщина предстаёт злостным сталкером в мире контрафакта.
В ноябре 2011 года глава СК России Александр Бастрыкин лично заинтересовался подробностями уголовного преследования гендиректора ТД «Орби». Особенный интерес у главного следователя России вызвали явно внеправовые действия сотрудников подведомственного ему аппарата: внимательно посмотрев документы, Александр Бастрыкин поручил своим подчинённым провести проверку законности привлечения женщины к уголовной ответственности. Неудобное поручение тут же было «спущено вниз по лестнице». В итоге, проверкой обоснованности действий Владимира Ромицына и его начальства занялись… ближайшие коллеги из ГСУ по Санкт-Петербургу. Стоит ли говорить, что распоряжение начальника СК по сути было проигнорировано, а по фактам сводилось к набившему оскомину: «Не виновен!».
Все должностные лица, которые имели отношение к расследованию дела о контрафакте ТД «Орби» – и следователи, и их непосредственные начальники – заместитель и руководитель следственного отдела по Центральному району Олег Бобков и Павел Выменец, отделались лишь привлечением к дисциплинарной ответственности за грубейшую волокиту по делу. Которая, к слову сказать, продолжается, ведь уголовное дело в отношении ТД «Орби» так и не закрыто. Остался при своем и убэповец Александр Пойгин – по итогам прошлогодней аттестации его отстранили от занимаемой должности, но в рядах полиции почему-то решили оставить. Вероятно, за былые заслуги в борьбе с контрафактом.
Сложно угадать, в каком месте Петербурга стражи порядка сегодня ищут преступника, хранящего в магазине на Невском пр., 187, и на складе ТД «Орби» продукцию, которую уже несуществующее НП «ОКО» определило как «контрафактную». Интересно, что и товар, изъятый у ТД «Орби», до сих пор не вернулся к хозяину, пребывая в статусе «доказательств по уголовному делу». Реальная судьба и местонахождение имущества, владельцам неизвестна. Им остается лишь подсчитывать сумму убытков, причинённых бизнесу. Что касается Александра Бастрыкина, то ему, похоже, пришлось выступить в роли начальника, которого никто не воспринимает всерьез.
Яна Плотникова, «Наша Версия на Неве», №4 (212) от 30.01-05.02.2012)