Монархия против демократии

На конференции под названием «Религия и современное российское общество», организованной при поддержке Министерства культуры РФ, на первый взгляд, обсуждались довольно-таки странные для «научного» мероприятия вопросы. К примеру, что делать с муниципальными депутатами, которые не хотят заключать договоры на сотрудничество с религиозными организациями? Или каким образом, религиозные ценности сделать базовыми «скрепами» для всего общества? 

Очевидно, что сама постановка подобных вопросов в привычном уже контексте «РПЦ и окружающие её ведьмы» как нельзя хуже рисует истинную картину отношения современного общества к религии. Зато свидетельствует о том, что раздражение определённой части россиян не к вере, а институту РПЦ, всё ближе подходит к точке невозврата. Действительно, какие духовные смыслы может дать отстроенная в некую идеологическую матрицу организация? Что касается менее «заморачивающейся» аудитории, то демонстративное уважение к обрядовому православию, как «традиционной религии», здесь всё больше подпитывается прогосударственной церковной риторикой, создающей определённые настроения в умах сограждан. Больше от Церкви, по сути, сегодня ничего и не требуется. С этой точки зрения, отход от сложных этических вопросов нашего времени и поиск механизмов предотвращения антирелигиозной риторики на научной конференции, вполне укладывается в логику власти.

Финансовые точки над «и» сразу же расставил начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга Владимир Иванов, сообщив, что государство оставляет за собой право оказывать материальную поддержку конфессиям в зависимости от признания их со стороны общества. Поэтому в 2013 году большая часть средств отойдёт в пользу сторонников традиционных верований. А точнее – православия. Впрочем, кое-что перепадёт и буддистам (по случаю 100-летия первого богослужения в Дацане), и мусульманам, отмечающим юбилей закладки Соборной мечети.

Хотя на фоне подобной мега-толерантности даже странно, что среди выступающих не присутствовали ни буддисты, ни мусульмане.

Впрочем, возможно, что им отыщется место в Ленобласти, где объявлен Год духовной культуры. В течение 2013 года там будут искать духовные скрепы и намереваются найти их в религии. «Давайте откроем в каждом районе молельни, тогда молодежь не будет ходить в клубы, а займётся духовным развитием», – предложил начальника сектора межконфессиональных отношений Комитета местного самоуправления по межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Антон Винокур.

Но на пути такого, казалось бы, очевидного ответа на все вопросы, существуют и преграды, выстроенные саентологами, представителями тоталитарных сект, не верующими в Святую Троицу, псевдо-христианскими организациями и кришнаитами. Другая опасность кроется в неоязычниках. Представитель органов юстиции предупредил всех: именно от них сегодня исходит наибольшая угроза христианству. Какую именно опасность почитатели неоязыческих культов, призывающие к возрождению «национальной духовности» представляют для РПЦ? Эта тема раскрыта не была, зато оказалось, что поймать их за руку очень сложно.

Впрочем, по мнению старшего преподавателя кафедры РГПУ им. А.И. Герцена Алексея Гайдукова, отношения церкви и общества куда более сложны, нежели формула «Традиционные религии в лице РПЦ и секты» или «Хорошие мусульмане и ваххабиты».

По словам философа, тот же скандал с часами Патриарха Кирилла был вызван вовсе не агентами Госдепа, а конфликтом в сознании людей. Которые полагают, что находятся в демократической стране, в то время, как Церковь живёт по законам монархии. 

Марианна Шахнович, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ:

– Обсуждать отношения религии и общества мы уже опоздали. Потому что отношения эти сегодня очень не просты. Когда говорят, что антиклерикализм возник в советские времена, это не правда, в России всегда была очень мощная антиклерикальная традиция. Примечательно, что такая тенденция возникает именно в христианской среде, а не в среде неверующих. И сегодня мы, религиоведы, констатируем тревожные тенденции: пять лет назад вновь начался рост антиклерикальных настроений. Сегодня отношения религии и общества находятся на уровне конца XIX века. Все мы помним, какой коллапс случился вслед за этим…

 

    "Наша Версия на Неве", № 10 (268), от 11.03.- 17.03.2013