Зона строгой заповедности

Как мы вступали в Русское Афонское общество

В Русском Афонском обществе, объединившем влиятельных чиновников и бизнесменов, пожаловались на недостаток пожертвований и заявили о грядущем переезде в Петербург. Но после публикации «Конкретно.ру» эти планы опровергает один из лидеров РАО Игорь Дивинский. Затишье не мешает близким к организации компаниям зарабатывать миллиардные суммы на госзаказе.

Русское Афонское общество (РАО) – одна из самых закрытых и влиятельных организаций в России. Оно собирает пожертвования на восстановление религиозных святынь на родине и за рубежом – на Святой горе Афон в Греции. По сведениям официального сайта РАО, организация реализовала более 30 крупных проектов. Её зарегистрировали в 2005 году в Москве. Учредителями, по данным системы СПАРК, значатся Игорь Дивинский, Константин Голощапов и Николай Косарев. Попечительский совет возглавляет губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, исполнительным директором сначала был Игорь Дивинский, затем его сменил один из топ-менеджеров «Газпрома» Михаил Гиллерович.

Никто, кроме самих членов общества, точно не знает, какая численность у этой организации. Единственный внешний знак принадлежности к РАО – афонские чётки, которые впервые заметили на запястье руки Георгия Полтавченко в его первые годы губернаторства. Такой атрибут из чёрной нити носят монахи и паломники на Святой горе Афон.

Постепенно отличительный знак афонцев стал появляться на руках других чиновников. В том числе у экс-вице-губернатора Петербурга Владимира Лавленцева, зона ответственности которого в 2014 году оказалась в центре скандала. В городской прессе появились свидетельства, что несколько дорожных предприятий перечислили 17 млн рублей бюджетных денег на восстановление афонских монастырей без каких-либо распоряжений в Смольном.

Эту информацию подтвердила прокуратура, которая пришла с проверками к госучреждениям. В надзорное ведомство обратились несколько депутатов ЗакСа, в том числе Максим Резник, возмущенных ситуацией. Результат – в адрес Игоря Дивинского (на тот момент вице-губернатора Петербурга) вынесено представление, пожертвования были проведены с нарушениями.

Источники «Конкретно.ру» не исключают, что подобная практика продолжается и сейчас. Только в схеме участвуют не госструктуры, а частные компании. По мнению собеседников-бизнесменов, компания, выигравшая государственный тендер, перечисляет часть суммы в качестве пожертвований на счёт неких фондов. Что происходит с деньгами дальше – знают немногие.

В частности, предложение Смольного перечислить сумму в 30 млн рублей на счёт некоего фонда в 2015 году получило ООО «Предприятие «Диапазон» (ныне ООО «Спортивный мир»). Об этом рассказал корреспонденту «Конкретно.ру» учредитель фирмы Роман Курбатов. По словам бизнесмена, к нему обратились с таким предложением из городского комитета по строительству.

Стоит отметить, что компания Курбатова, во владениях которой есть несколько теннисных кортов на Крестовском острове, находится в конфликте с петербургскими властями. Чиновники приняли решение сменить арендатора и снести спортивные конструкции к концу 2017 года.

«Я был тогда в кабинете у зампредседателя стройкомитета Исаева (Андрей Исаев, заместитель председателя с 2014 по 2016 годы – прим. ред.). Он сказал перечислить 30 миллионов в качестве пожертвований в некий фонд губернатора. В обмен в комитете обещали разрешение на строительство спортпаласа. Другое дело, что я к тому времени получил разрешение на строительство в КГИОПе, и мне не требовалось никаких других бумаг», – рассказал коммерсант.

В бумагах официальных органов финансовая история Русского Афонского общества выглядит скупо. По сведениям Министерства юстиции, куда отправляют сведения НКО, Афонское общество за 2016 год израсходовало чуть более 19 млн рублей, полученных в качестве пожертвований. На целевые мероприятия из добровольных пожертвований было потрачено 9,9 млн рублей, 2,2 млн – на содержание аппарата управления и более 6,2 млн на «прочие расходы», говорится в официальной документации Минюста. Причём никакой информации по аналогичным тратам за предыдущие годы организация публиковать не стала. Хотя с 2010 года НКО обязаны сообщать о своих ежегодных расходах, превышающих сумму в 3 млн рублей.

При этом в России не предусмотрена отчётность средств, поступивших в организацию в качестве пожертвований, говорит председатель Совета Некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская.

«Эти деньги могли поступить на счёт организации в прошлом году, в позапрошлом и так далее. Посмотреть, что они получили, невозможно, – говорит она. – Существует упрощённая система подачи отчёта, но для тех организаций, чьи расходы не превышают 3 млн рублей, нет иностранных учредителей и зарубежного финансирования. Два варианта – либо они не тратили больше 3 млн рублей в предыдущие годы, либо нарушали российское законодательство, – замечает юрист. – Тогда странно, что не было никаких претензий со стороны Минюста. Ведь регулярная неподача отчётности влечёт за собой исключение из реестра юридических лиц».

В официальном запросе в Минюст корреспондент «Конкретно.ру» попытался узнать причины, по которым финансовые сведения указаны только за один год. Ведомство конкретики не прибавило: «Организация своевременно размещает отчёт о расходовании денежных средств на информационных ресурсах Минюста России».

По словам члена Русского Афонского общества и представителя Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне Костаса Асимиса, у общества сейчас «трудные времена из-за кризиса в России». Асимис постоянно живет на Афоне в качестве официального фотографа, а для Русского Афонского общества выполняет «надзорную роль». В организацию, по его словам, Асимис вступил сразу после создания в 2005 году.

«Раньше носили суммы побольше. Скажем, если келье давали тысячу долларов на поправку, то сегодня – двести», – посетовал он.

На вопрос, зачем бизнесу совершать пожертвования на восстановление храмов в далекой Греции, собеседник лишь заключил: «Видимо, что-то в своё время они осознали».

От «Ленэнерго» до ВДНХ

Пока Русское Афонское общество, по официальным данным, влачит жалкое существование, процветают компании, связанные с его членами или жертвователями. Например, ООО «Горкапстрой», чей совладелец Олег Сапронов является также исполнительным директором учреждённого РАО фонда Соловецкого монастыря. Только в 2017 году предприятие выиграло государственные тендеры на 23,5 млрд рублей.

Больше всего работ – в общем счёте, на 15 млрд рублей – «Горкапстрой», как следует из сайта госзаказа, осуществляет для петербургского публичного акционерного общества «Ленэнерго». Компания, например, возведёт подстанцию «Купчинская» и здание Единого центра управления сетями, поучаствует в строительстве подстанций «Шоссейная», «Поклонная гора», «Шушары», «Шушары-3», реконструирует подстанцию «Шоссейная-1», подведёт заходы к ряду других объектов.

Другой крупный выигрыш – реконструкция ВДНХ на 7,2 млрд рублей. Этот тендер «Горкапстрой» получил в марте 2017 года. Компания разработает проектную документацию, проведёт реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт восьми объектов, в том числе павильонов «Центральный», «Физика», «Абхазия», «Геология» и других.

Любопытно, что председателем совета директоров ООО «Горкапстрой» в 2013 году значился Владимир Лавленцев. Его фамилия (на тот момент вице-губернатора Петербурга) фигурировала в постановлении президента России по случаю «подготовки мероприятий, посвящённых памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси». В этом же году на запястье Лавленцева заметили черные четки – атрибут паломника на Святую гору Афон – во время выступления в ЗакСе. Мы несколько раз передавали Олегу Сапронову через его помощников вопросы о природе благосостояния компании. Но ответов с августа 2017 года так и не получили.

Активно себя ведёт на петербургском рынке ООО «СК Нострум», которая связана с ближайшим окружением одного из учредителей Русского афонского общества Константина Голощапова. В сентябре 2017 года компания выиграла два подряда от ГУП «Водоканал» в Курортном районе. Общая стоимость тендеров – 4,7 млрд рублей. «Нострум» предстоит до 2020 года построить очистные сооружения и магистральные водоводы.

Также компания выиграла конкурс ПАО «Ленэнерго» по строительству инфраструктуры. Цена вопроса – 7 млрд рублей. Любопытно, что фирма за три года приумножила государственные подряды в геометрической прогрессии: 2015 – 2,9 млрд рублей, 2016 – 4,7 млрд рублей, 2017 – 12,9 млрд рублей.

Как вступить

Мы решили попытать удачу и выяснить, насколько просто вступить в ряды афонцев. Официальный сайт организации убеждает, что РАО не только собирает пожертвования, но популяризирует и развивает паломнические поездки на Святую гору в Греции.

Согласно уставу организации, членами организации могут быть мужчины, достигшие 18 лет, а также совершившие паломничество на Афон. Кандидат должен вести достойный образ жизни и готов соблюдать устав. Организация не брезгует принимать в свои ряды и юридических лиц.

Архив интернета хранит страницу общества за 2007 год, где прописывалась процедура вступления в афонское общество. Тем, кто уже совершил поездку на Афон, необходимо было заполнить анкету и заявление о приёме, фотографию паспорта и диамонитириона (разрешения на посещение Святой горы Афон).

Позже в уставе появилось дополнительное требование к кандидату – чтобы носить афонские четки, необходимо заручиться поддержкой трёх членов Русского Афонского общества.

Зона строгой заповедности

Сайт Русского Афонского общества за 2007 год, фото с https://web.archive.org


Чтобы узнать подробнее условия, мы решили дозвониться в Русское Афонское общество по телефону, указанному на официальном сайте. Нам ответил мужчина, которому журналист представился помощником одного петербургского бизнесмена, желающего оказаться в списке членов РАО.

– У нас пока прекращён приём – идёт перерегистрация. И мы в Питере находимся, – зачем-то добавил собеседник.

– В Петербурге? А где именно? – логично возник вопрос журналиста.

– Пока ещё не выбрали определённого адреса. Ищем подходящий офис. Как только будет проведена перерегистрация, новый адрес появится на сайте, – заверил собеседник.

По его словам, подать заявление на вступление можно будет не раньше 2018 года.

– Вообще-то общество у нас не публичное. Не стремимся привлекать новых членов. У нас своя организация, клуб единомышленников. Никого просто так не приглашаем. Честно говоря, подавать заявление даже не стоит, – сказал он, отказавшись назвать своё имя.

Информацию о готовящейся новой прописке афонцев журналисту «Конкретно.ру» подтвердили в Смольном несколько источников. Впрочем, один из учредителей Русского Афонского общества Игорь Дивинский новость опроверг в комментарии интернет-газете «Фонтанка.ру». В своём комментарии изданию он пояснил, что переезд общества в Северную столицу планировался два года назад. Но после того как Дивинский поменял кресло вице-губернатора в Смольном на место депутата в Госдуме, данные планы оказались нереализованными.

Корреспондент «Конкретно.ру» пытался неоднократно связаться с народным избранником. В начале ноября в его аппарате сообщили, что Игорь Дивинский находится в командировке. Журналист оставил свой контактный телефон, но по нему так никто и не позвонил.

Офис-невидимка

Не менее загадочно обстоит ситуация с официальным адресом общества, который по официальным данным, зарегистрирован в Москве, в Среднем Овчинниковском переулке. Это тихий тупик в Замоскворечье рядом с наполненной демократичными ресторанами Пятницкой улицей и серой рябью Водоотводного канала. Искомый бежево-жёлтый офисный дом № 12 занимают офисы некоммерческих организаций «Роскачество» и «Роспотребсоюз», визовый и туристический центры. Согласно официальным данным, представительство РАО находится по тому же адресу, где располагается офис ВО «Зарубежцветмет». Председателем совета директоров этой компании значится Константин Голощапов. ( http://ztsm.ru/index.php/ru/14/php/XpHX )

Предприятие имеет давнюю историю: основано в 1971 году, поставляло строительные материалы в страны, дружественные СССР. В 1994 году преобразовано в открытое акционерное общество, после чего занялось «производством керамического полнотелого кирпича как прямых, так и сложных фасонных форм». Именно этот материал, как говорится на сайте «Зарубежцветмета», используется для реставрации памятников культуры и архитектуры, особенно православных монастырей и приходских храмов.

Также компания переводила деньги в адрес Русского Афонского общества в 2008 году – на воссоздание памятника-часовни князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому . Эта информация подтверждается в книге, где указаны жертвователи.

Зона строгой заповедности

Скриншот: “Книга дарителей”, издательство “Аркаим”, 2009


Официальный адрес Русского Афонского общества, автор: Елена Стрельникова

Офис ВО «Зарубежцветмет», автор: Елена Стрельникова

Холл здания оформлен тяжеловесной, в стиле «тучных девяностых», металлической отделкой. Охранник на входе отправляет журналиста, якобы принесшего для РАО счёт-фактуру, на седьмой этаж. Здесь, однако, никакой православной символики не наблюдается. Вместо неё – ресепшн «Зарубежцветмета», за ним улыбается светловолосая девушка-администратор.

– Здесь находится Русское афонское общество? – спрашиваю у неё.

– Не знаю, – отвечает сотрудница.

– Мне бы им счёт-фактуру передать, – не отступает корреспондент.

После минутного раздумья девушка резюмирует: «А давайте. Это нам».

– Точно ли попадёт по адресу?

– Ну, если хотите, оформлю подтверждение, – заключает администратор. И протягивает маленький листочек-стикер с печатью «Зарубежцветмета» и подписью: «Счёт-фактуры получены». Иной информацией о Русском афонском обществе администратор, по её словам, не располагает.

 Полученная расписка за счет-фактуру, автор: Елена Стрельникова

Оборонный скит

Извне может показаться, что жизнь РАО затихла, и оно почти не существует. Но на этом

фоне поражают сведения о масштабах связанных с РАО проектов. В частности, на острове Оборонный недалеко от Валаама завершается строительство скита и храма в честь Андрея Первозванного с вертолётной площадкой.

Стоимость строительства объекта даже на непрофессиональный взгляд можно оценить не в одну сотню миллионов рублей. При этом на церемонии заложения религиозных построек в 2015 году Игорь Дивинский подчеркнул, что все затраты пойдут за счёт добровольных пожертвований Русского Афонского общества. Его слова цитирует сайт Pravoslavie.ru. По мнению Дивинского, возрождение Валаама становится для православной части общества «Северным Афоном».

Дивинского сопровождали высшие чины РПЦ, а также глава «Водоканала» Феликс Кармазинов. В 2017 году делегация вновь побывала на острове немного в другом составе: строящийся скит увидел спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и Евгений Целиков, сменивший Феликса Кармазинова на посту гендиректора «Водоканала». Как сообщает издание «Монастырский вестник», митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отметил, что храм строится для того, «чтобы каждый желающий имел возможность приезжать сюда и часть своего времени, будь то отпуск или выходные дни, провести в молитве и аскетическом делании».

Как выяснил корреспондент карельского издания «Черника» Алексей Владимиров, летом 2017 года на острове появилась вооружённая охрана, поэтому попасть туда в качестве туриста практически невозможно. На сервисе «Google карты» можно без труда ознакомиться с процессом возведения построек – фотографии выкладывают сами строители. На снимках видно, что большая часть зданий уже возведена – монастырь,

несколько деревянных домов для проживания и переправы к пристаням.

Особенно часто пестрят на фотографиях запретительные знаки на пути к скиту. «Проезд и проход запрещены. Зона строгой заповедности», – гласит табличка, встречающая посетителей.

 

Материал подготовлен при поддержке SCOOP Russia

 

                Алексей Стрельников, Елена Стрельникова, «Конкретно»