Петербургские патентоведы поднялись на бунт

Внесение изменений в федеральный закон «О патентных поверенных», которые разрабатываются сейчас в Совете Федерации, специалисты сравнили с совершением преступления против института по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

«Во дворе играют дети. Из окна выглядывает еврейская мама и кричит: Сёма, бегом домой! – Я что, уже замерз? – Нет, ты уже хочешь кушать!»… Этим анекдотом Юрий Буч, начальник отдела интеллектуальной собственности ЛЭТИ, предварил жесткую отповедь петербургских патентных поверенных, которую они адресовали российским сенаторам. И чтобы еще точнее объяснить глубину идейных расхождений, продолжил:

«Понимаете, все это мне слишком напоминает еврейскую заботливую маму, которая очень хочет сделать нас счастливыми. А мы как-то все не хотим этого счастья. И здесь вспоминается известная реплика из фильма «Покровские ворота», когда Савва уговаривает Льва: мол, все же хорошо, живи и радуйся, и делай, что тебе говорят»…

В России всего 1763 патентных поверенных. Больше половины из них работают в Москве. Еще почти полторы сотни специалистов входят в Санкт-Петербургскую коллегию патентных поверенных. Остальные хаотично разбросаны по всей стране. Например, в Новгородской области таких специалистов трое, а в областном Белгороде, где живут 400 тысяч человек, – только один патентный поверенный. В каждом третьем субъекте федерации нет ни одного такого специалиста.

Штучная профессия

Как правило, каждый патентный поверенный – это индивидуальный предприниматель. Даже если он числится в штате государственного предприятия или вуза (иногда таких называют «корпоративными»), то в свободное от основной работы время занимается этой же деятельностью на коммерческой основе. Именно представители «штучной профессии», сочетающей в себе глубокое знание естественных наук, международного делопроизводства и юридической подготовки в сфере защиты интеллектуальных прав, закрепляют собственность на авторское изобретение, промышленный образец, товарный знак, наименование продукции или название компании.

И каждый, кто хочет защитить себя от того, чтобы его ноу-хау или даже имя не прихватили резвые конкуренты, рано или поздно обращается к патентному поверенному.

В настоящее время в рабочей группе совета по интеллектуальной собственности при Совете Федерации предлагается в обязательном порядке объединить всех российских специалистов этого направления в единую Федеральную палату, ужесточить требования материального характера, а также прекратить возможность появления иных профессиональных объединений патентных поверенных.

Всегда ли хорошо гуртом?

Перед тем как «идти на Москву», петербургские специалисты провели опрос среди своих коллег, в результате которого оказалось, что 96% респондентов высказались против принятия поправок в федеральный закон. К представителям Северной столицы присоединилось немало патентных поверенных из разных регионов страны. Несколько дней назад Совет Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных обратился к своим членам с просьбой подписать обращение к сенаторам.

Его содержание вкратце сводится к следующему.

Принятие на законодательном уровне поправок в федеральный закон не только нарушает Конституцию, заставляя представителей отдельной профессии насильно вступать в некое объединение, но и приведет к негативным последствиям для успешно работающего института патентных поверенных и даже для экономики России в целом. Ведь те, кто откажутся войти в Федеральную палату, будут исключены из реестра, что сделает дальнейшую деятельность невозможной. Та же участь ожидает всех, кто не внесет туда назначенный «сверху» оброк.

По мнению петербуржцев, статус патентного поверенного определяется только квалификацией специалиста, присвоенной в Роспатенте, но никак не формой его трудовой деятельности или членством в какой-либо общественной организации. При этом принуждение к вступлению в Федеральную палату и выполнению ее финансовых установок (членского, страхового и компенсационного взносов) можно рассматривать как запрет на профессию. Особенно для представителей российской провинции.

Как считают в Санкт-Петербургской коллегии, эта обязательность скажется на сокращении патентных поверенных, которые работают с малым и средним бизнесом, трудятся в НИИ, вузах, академических и отраслевых институтах. По крайней мере, малые предприниматели, специализирующиеся в инновационной сфере, остро ощутят последствия такого «федерализма» – возрастут цены на защиту интеллектуальных прав, снизится качество и объем услуг.

Если же рассуждать глобальнее, то желание согнать всех патентных поверенных воедино (так считают сами специалисты) скажется на привлекательности России для иностранных инвестиций в науку и новые технологии.

Кстати, сейчас в двух крупных профессиональных объединениях – Московской палате патентных поверенных и Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных, состоят менее четверти из 1763 «реестровых» мастеров интеллектуальной защиты. И это не создает никаких препятствий для деятельности профессионалов-одиночек.

В Совете Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных убеждены, что здесь и без какой-либо Федеральной палаты активно занимаются и повышением квалификации своих членов, и образованием молодежи, и законотворчеством. А вот разрушение такого общественного института путем создания единой федеральной структуры «есть по сути преступление против молодого, развивающегося, экономически важного института представительства при ведении дел по приобретению прав на объекты интеллектуальной собственности».

В рефери назначили бизнес-омбудсмена

Чтобы точнее донести до центра свое коллективное возмущение, Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных на днях пригласила сенатора Сергея Фабричного посетить Северную столицу. Несмотря на определенную нервозность, возникшую вокруг предстоящего принятия поправок в федеральный закон, он откликнулся на приглашение, приняв на себя удар за всех коллег по рабочей группе Совфеда.

Впрочем, существует альтернативное мнение относительно причин, побудивших члена коллегии Роспатента по интеллектуальной собственности Сергея Фабричного прибыть в город на Неве. Перелицевание существующего закона оказалось столь радикальным, что для поиска компромисса с петербургскими смутьянами потребовался опытный переговорщик. И сенатор, еще с комсомольских времен умеющий выступать перед скептически настроенной аудиторией, видимо показался центру наилучшим кандидатом для общения с бунтующими представителями «штучной профессии».

По словам Сергея Фабричного, который занимался вопросами защиты интеллектуальных прав в статусе депутата Госдумы предыдущего созыва, в его адрес уже поступили десятки обращений от патентных поверенных из разных городов России. Сенатор попробовал убедить специалистов в том, что их мнение «никто не собирается игнорировать». И главное, чтобы «никто не ушел из профессии в случае принятия поправок».

Личная позиция приехавшего из Москвы представителя федерального центра сводится к тому, что любая законотворческая инициатива требует детального обсуждения. И совет по интеллектуальной собственности при Совете Федерации должен рассматривать каждый пункт будущих поправок, «потому что когда возникают вопросы, их лучше обсуждать, а не замалчивать».

Сергей Фабричный известил петербуржцев, что в декабре общественный совет при Роспатенте проведет отдельное заседание по наболевшей теме.

«Мне кажется, что эгоизм индивидуальный, когда мы говорим о защите интересов профессии и каждого патентного поверенного в этой профессии, нужно трансформировать в эгоизм профессионального сообщества. И Федеральная палата потенциально может стать «защитным куполом» для патентных поверенных», – подытожил сенатор перед непреклонными в своей правоте специалистами. И добавил, что достигнута принципиальная договоренность с федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, чтобы обсудить стандарт профессии патентных поверенных вместе с представителями бизнес-сообщества – основными заказчиками оформления интеллектуальной собственности.

Три минуты, и только позитив

Лишь на этом условии рабочая группа совета по интеллектуальной собственности при Совете Федерации согласилась выслушать не так давно единственного отступника в своих рядах – члена Совета Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Станислава Александрова.

Он выступил, и опасения петербургских коллег Александрова тут же разделили представители Минэкономразвития.

Как убежден эксперт, закрепленные в поправках к федеральному закону нормы касаются ограничения деятельности патентных поверенных и не оказывают почти никакого положительного эффекта. Например, создание единой общероссийской организации автоматически означает обязательность выполнения ее решений всеми членами. И если завтра, например, появится решение Федеральной палаты, что каждый должен ежемесячно скинуться по 50 тыс. рублей чтобы обеспечить руководителям организации достойную старость, то его потребуется безоговорочно исполнять.

К тому же обновленный федеральный закон предполагает установление государственного контроля над деятельностью Федеральной палаты, который будет осуществляться Роспатентом. То есть, авторы поправок заранее предусматривают внедрение инструмента воздействия на патентных поверенных.

Но для горячих региональных голов, заметил Александров, в Москве припасли и «пряник». Им разрешили создавать отделения в субъектах федерации, когда число патентных поверенных в регионе достигнет пятидесяти человек. Однако сейчас такой многочисленностью могут похвастаться уже обозначенные прежде Первопрестольная и Санкт-Петербург, да еще Подмосковье.

«Самое печальное, что авторы поправок искусственно смешивают две профессии – патентного поверенного и адвоката, – резюмирует Станислав Александров. – Даже целые положения технически перенесены из закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в проект обновленного «патентного» закона. Но патентный поверенный – это не тот специалист, который представляет интересы в суде. Правовую защиту по возникающим патентным спорам должен обеспечивать адвокат. Это совершенно отдельный статус. А в таком случае нас всех, кто по поручению доверителей ведут дела с Роспатентом по регистрации интеллектуальной собственности, почему-то записывают в патентные адвокаты».

Похоже, позитив у федерального центра ассоциируется исключительно с жесткой общественной дисциплиной. Тогда каждый патентный поверенный будет соответствовать единым профессиональным стандартам, по версии Федеральной палаты. И станет, в рамках коллективного эгоизма, свято исполнять волю большинства – коллег из столицы, которых в Москве больше, чем суммарно во всех регионах России…

 

                   Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото автора