Ядовитая лицензия

В Ленинградской области, всего в нескольких километрах от границы Санкт-Петербурга располагается объект, в последнее время привлекающий к себе повышенное внимание областных властей и представителей общественности.

«Наша Версия на Неве» уже неоднократно писала о полигоне для утилизации токсичных отходов «Красный Бор». На его территории в течение 35 лет производится захоронение опасных производственных отходов 1-4 классов опасности, среди которых такие вещества как ртуть, цианиды, мышьяк, кадмий и др. В течение срока эксплуатации полигона здесь было захоронено более полутора миллионов тонн различных промышленных отходов.

Казалось бы, в наше время процесс утилизации таких веществ должен подразумевать применение передовых технологий и благодаря им обеспечивать полную безопасность для человека и окружающей среды. Фактически же, в XXI веке технология утилизации опасных веществ, применяемая на полигоне «Красный Бор», мало чем отличается от той, которая применялась в 70-х годах прошлого столетия – отходы просто сливают в специально вырытые котлованы. Получаются этакие ядовитые пруды, которые после наполнения сверху засыпают грунтом.

В конце 60-х, когда полигон проектировался, считалось, что размещение таких «прудов» в толще кембрийских глин позволит гарантировать то, что ядовитые вещества не смогут распространяться в почве. Однако более поздние исследования показали, что на прилегающих территориях обнаруживаются следы захороненных веществ. Выяснили и причину утечек – полигон расположен на грунтах с зонами тектонических нарушений. Странно, но результаты этих исследований никак не повлияли на дальнейшую эксплуатацию полигона.

Не сказались на его функционировании и регулярно происходящие пожары, за последние десять лет трижды шокировавшие жителей Тосненского района Ленинградской области, а также Колпинского и Московского районов Санкт-Петербурга, гигантскими столбами чёрного дыма. Такое отношение сотрудников предприятия к правилам пожарной безопасности недвусмысленно намекает и на степень их ответственности при обращении с веществами, представляющими угрозу для окружающей среды и жителей. Однако никакой информации о том, что по результатам возгораний проводились какие-либо проверки, повлекшие за собой изменения в работе предприятия, не последовало.

По утверждениям специалистов, территория полигона «Красный Бор» более не пригодна для захоронения отходов ввиду того, что все котлованы заполнены, а выкапывать новые уже негде. Несмотря на это, девятого декабря 2014 года решением Росприроднадзора была переоформлена лицензия на обезвреживание и размещение отходов, выданная СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор». Заметим, что новая лицензия выдана уже бессрочно.

Интересным выглядит ещё и тот факт, что всё вышеописанное происходит на землях лесного фонда, имеющих целевое назначение защитные леса. При этом срок действия договора аренды лесного участка, заключённого между областным комитетом по природным ресурсам и СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», истёк ещё в 2013-м году. Интересно, что никакой речи о захоронении отходов в этом договоре и не шло. Договор аренды лесного участка был заключён для эксплуатации искусственных водных объектов (карт-котлованов и водоотводящих каналов) и дорог в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области. Ни у Ленинградского областного комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности, ни у Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры такая подтасовка вопросов почему-то не вызвала.

Стоит отметить, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже озвучил свою позицию по вопросу возобновления работы в Красном бору. Согласно его заявлению, полигон однозначно непригоден для утилизации отходов, особенно 1-го и 2-го классов опасности. Кроме того, губернатор заявил о намерении обратиться в прокуратуру и в суд по поводу переоформления лицензии СПб ГУПП.

В итоге мы имеем ситуацию, когда полигон, полностью исчерпавший свои возможности, сбрасывающий ядовитые вещества в окружающую среду, незаконно располагающийся на землях лесного фонда, получает бессрочную лицензию на продолжение своей деятельности и готов осуществлять её несмотря на протесты общественности и областного правительства. Видимо, как часто у нас бывает, вопрос будет решаться тогда, когда под Петербургом грянет полномасштабная экологическая катастрофа.

 

Материал подготовлен при содействии интернет-портала Lessovet.ru.

 

      Артур Сабельник, "Наша Версия на Неве", № 03 (361), от 26.01.-01.02.2015