Абел Аганбегян: «Эту яму мы выкопали себе сами»

Академик Абел Аганбегян озвучил шокирующие цифры падения российской экономики в последний день работы Петербургского международного экономического форума. По словам эксперта, правительству необходимо срочно менять экономическую политику страны в сторону форсирования инвестиций. В противном случае, по его мнению, «света в конце тоннеля, мы так и не увидим».

 

По словам эксперта, еще до событий на Украине, до присоединения Крыма и падения цен на нефть, в 2013 году экономика государства неожиданно перешла в стадию стагнации. В 2014 году ситуация ухудшилась: воздействие начали оказывать секторальные и финансовые санкции, вследствие чего стагнация переросла в глубокую рецессию. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране, согласно данным на май 2015 года, не оптимистична. Так, внутренний валовый продукт России сократился на 5%, промышленность – на 5,5%, а ее обрабатывающая часть – на 8,3%. Строительство «просело» на 10,3%, грузооборот транспорта – на 4,1%. Помимо этого, уже третий год происходит снижение инвестиций в основной капитал, передает корреспондент «Конкретно.ру».

«Ужасающе обстоят дела в области экспорта, он снизился на 33,9%, – пояснил господин Аганбегян. – Импорт – на 40,8%. Все это происходит на фоне огромной годовой инфляции (15,8%). Соединение стагнации, рецессии и инфляции привело к стагфляции – процессу, при котором с одной стороны дорожают товары, с другой – дорожают деньги».

При этом, по словам спикера, стагфляция гораздо хуже, чем кризисные явления. Последние длятся 1-2 года и создают предпосылки для выхода. Стагфляция длится гораздо дольше и никаких предпосылок не создает. В качестве примера эксперт привел опыт США – невозможность президентов Форда и Картера преодолеть стагфляцию стоила им переизбрания на второй срок.

«Ситуация была изменена только усилиями главы США Рейгана, который полностью изменил экономическую политику страну, – заметил академик. – Он резко снизил налоги, сократил амортизацию отчислений, запустил крупнейшее технологическое обновление, вследствие чего, ближе к концу 80-х годов XX века, ему удалось обеспечить процветание своей страны до 2007 года».

На фоне печальной картины нынешний кризис во многом имеет более низкие показатели, чем экономические неурядицы 2008-2009 г.г. В частности благосостояние населения и реальные доходы людей в мае 2015 года просели на 7,4%.

Кроме этого, начиная с 2014 года, в России перестала снижаться смертность населения, а в 2015 году произошел скачок смертности на 5%, чего раньше никогда не наблюдалось. Так, за первые четыре месяца в России умерло на 60 тысяч человек больше, чем родилось.

«Сегодня нам необходимо закладывать основы преодоления стагфляции, – полагает спикер. – Путь один – переход к новой экономической политике форсированных инвестиций. Только они могут толкнуть экономику вверх, других вариантов нет. Увы, пока инвестиции только снижаются. При этом, в 2014 году, активы нашей банковской системы превзошли валовый внутренний продукт. Сейчас они чуть уменьшились, но все же составляют 73 триллиона рублей. Их них инвестиций у банков – 1,1 триллион рублей, то есть 1,5% всех активов. Я пытался найти страну, где все было бы так плохо, но не нашел. Самая плохая развитая страна – это от 30% инвестиций. Самая плохая развивающаяся – от 20%. При нашей «норме» никакой речи об экономическом росте не может идти. Необходимо создать стимул экономического роста, о чем в прошлом году говорил наш Президент. Ничего из того, что он говорил в мае 2014 года, сделано не было. Может быть сейчас ситуация изменится».

Вместе с тем, по словам академика, у регионов и страны в целом есть большие возможности для роста. Например начался хороший экспорт математических программ, который увеличился на 10%.

«Я оптимист, уверен, что у нас есть возможности выбраться из ямы, которую, к сожалению, мы сами себе выкопали. Мы не можем никого винить в этом. Потому, что попали в эту яму еще до санкций» – подчеркнул спикер.