Новая тенденция: прощание с бумагой

 

На днях навещал свою пожилую родственницу и застал ее крайне озадаченной. Спрашиваю, в чем дело – оказывается, вернулась недавно из банка, где хотела по старинке положить чуть-чуть скопленных денег на сберкнижку. Пенсию ей приносят на дом, старая книжка давно уже не действовала, и вроде никаких проблем – получить новую да и зачислить деньги. Однако в отделении ей сообщили, что новые книжки уже больше года как не выдаются – поскольку в мире прогрессивных технологий им не место, сейчас активно для банковских операций применяются  карточки, и даже кредитные займы теперь оформляются на карту. Предложили зачислить денежку на карту и контролировать все поступления денег онлайн, то есть через Интернет. Для пенсионерки такое предложение было примерно равноценно идее полететь на Марс в космическом корабле - где она и где Интернет?

Вернувшись домой, я полез в Сеть почитать, что за нововведения такие свалились на головы мирным гражданам. И обнаружил, что это ни много, ни мало мировая тенденция на финансовом рынке – отказ не только от сберкнижек, но и от бумажного документооборота вообще. Как сообщают Banki.ru, основная причина этого – серьезная экономия и финансов, и природных ресурсов. Российский банковский и микрофинансовый сектор уже давно ориентирован на электронный канал обслуживания. Большинство корпоративных платежей, например, уже сейчас проходят через онлайн систему Интернет банкинга, и, решая, как получить деньги, люди выбирают пластиковые карты. Начало было положено японским банком Mizuho, провозгласившим отказ от привычной банковской культуры, когда каждая операция фиксируется на бумаге и заверяется печатью или личной подписью клиента и сотрудника.

Что касается онлайн микрофинансовых организаций, они оказались еще более прогрессивными. Это и понятно – большая часть их клиентов – молодые люди, хорошо знакомые с новыми технологиями, пластиковые карты их не пугают, а отсутствие вороха бумаг только радует. Их сложно удивить тем, что организация работает полностью через Интернет. Например, ООО «Займер» занимается выдачей онлайн займов, и весь процесс оформления кредитного договора проходит в виртуальном пространстве, благо технологии позволяют. Клиент  знакомится с условиями, вместо привычного автографа ставит галочку, подтверждающую его намерения, а если желает получить доказательства надежности микрофинансовой организации – пожалуйста, все лицензии и свидетельства находятся на сайте. Вместо бумажного договора есть личный кабинет – зашел и посмотрел сроки займа, проценты, даты выплат и всю важную информацию. Система полностью автоматизирована, работает не только без бумажного документооборота, но и без участия кредитного менеджера.

Конечно, для наших бабушек и дедушек все эти новинки усложняют финансовые дела. Есть привычка хранить все договоры, чтобы в случае проблем было «вещественное доказательство» с печатью и подписью; в сберкнижке суммы и начисления пропечатаны и хорошо видны, а обращаться с «пластиком» еще предстоит научиться. Поэтому я считаю, что подобные изменения, хоть они и неизбежны, должны быть постепенными и учитывать интересы всех поколений, а особенно тех, кому в силу возраста уже сложно перестроиться «на новый лад».