Роман Цепов: «Попыток покушения на Путина при мне не предпринималось…»

Роман Цепов, выросший в непрестижном пригороде Колпино, сделал себя сам. В отличие от большинства земляков, что меряют жизнь по гудку Ижорского завода. Он эпатажен даже в том, что открывает бутылку минеральной воды рамкой пистолета. В том, что чай-кофе в офисе руководимого им охранного предприятия «БалтикЭскорт» приносит верзила-дежурный, в непрезентабельных кружках, заранее размешивая сахар. Да и сам офис, с десятиметровым кабинетом Цепова, несмотря на известность фирмы и громкие имена клиентов, до сих пор находится в полуподвале жилого дома по набережной Фонтанки. И лишь последние модели иномарок обратят на себя внимание случайного прохожего.
Когда в народе не любили Внутренние войска, Роман нацепил офицерские погоны с краповым просветом. Когда кооператоров считали вороватыми делягами, он занимался коммерцией и купил свой первый автомобиль. Когда страна вступила в эпоху бандитизма, Цепов создал частное охранное предприятие, первым в России обеспечил своих людей огнестрельным оружием и был причислен в определенных кругах к «авторитетам». «Авторитет» без лагерной фени и синих наколок водил дружбу с всенародным обличителем Александром Невзоровым, принимал на работу опальных омоновцев из Риги и Вильнюса, не доехав до защитников Белого дома, был препровожден в камеру, где его соседом оказался император бандитского Петербурга Александр Малышев. Но, самое главное, «крышевал», как говорили, первых лиц города, решая их конфликтные вопросы. Не удивительно, что в прошлом году именно этому человеку приписали организацию уголовных процессов в отношении нескольких вице-губернаторов Северной столицы. А после того как три года назад уважаемая газета назвала Романа Цепова «ближайшей коммерческой связью Путина», в любом поступке генерального директора охранного предприятия «БалтикЭскорт» высоколобые аналитики склонны усматривать как минимум президентские мотивы…
– Почему-то во все времена Цепов оказывался наиболее удобной фигурой для слухов. Выборы – Цепов. Уголовные дела, транши, кредиты, топливный бизнес, охранный, казино – Цепов. Кадровые перестановки – тоже я, злой гений – не иначе... Но серый кардинал обязательно должен быть при короле, а моя фамилия зазвучала почти одновременно с тем, как страной начал править Ельцин. Если бы все сказанное выше оказалось правдой, то в сутках, должно быть, 48 часов, и сплю я – по четыре часа, и то через ночь. Не слишком ли много для одного человека? Более достойные люди, интеллектуалы, хорошо воспитанные, физически подготовленные, добрые, в конце концов, и то такое не потянут. К слову, когда по городу зазвучали слухи, что Цепов якобы причастен к гонениям на вице-губернаторов, действующий градоначальник вынужден был через свою пресс-службу дать официальное опровержение о моей причастности к этим событиям. Хотя я считаю: да, воруют. Одни чиновники – потому что не знают, как распорядиться бюджетными деньгами. Другие подлецы – в силу привычки. Не могут иначе.
И масштабы воровства увеличиваются. Собчаку пытались инкриминировать незаконную сделку с недвижимостью тысяч на тридцать долларов, а сейчас «налево» улетают миллионы купюр с американскими портретами. Как-то встречался с вице-губернатором, уголовное дело в отношении которого недавно прекратили, потому что вышли сроки. Говорю ему: не воруй! Так нет же, продолжает… Иногда мне хочется пробить шурфы в исторической части Петербурга. Чтобы посмотреть, как город развивался. Послойно. Думаю, за последние десять лет мы такой бардак увидим, какого за всю прежнюю историю не было. А сколько не увидим? Денег, что пошли на ремонт Литейного проспекта, хватило бы, наверное, заасфальтировать Елисейские поля под Парижем.
Да, я знаком с Владимиром Владимировичем Путиным. Это произошло в 1994 году при, сказал бы, рабочих обстоятельствах. Тогда охранных структур было немного. Это сейчас каждый лавочник норовит обзавестись телохранителем. А вице-мэру Путину по статусу государственная охрана не полагалась, хотя он курировал вопрос приватизации Балтийского морского пароходства, где только что было совершено убийство руководителя. Поэтому в Смольном появились довольно веские основания полагать, что готовится покушение и на Путина. Мэрия заключила с «БалтикЭскортом» официальный договор. Я выделил охранников, которые были способны обеспечить личную безопасность этого человека. И горжусь, что сумел организовать систему охраны. Честно говоря, попыток покушения на вице-мэра при мне не предпринималось. Но время было сложное, и повернуться могло по-разному.
Уточняю, господин Путин не обращался к господину Цепову за предоставлением охраны. Инициатива исходила от представителя городской администрации, который курировал такие вопросы. По закону, заниматься телохранительством было нельзя. И в предмете договора написали «охрана общественного порядка в местах пребывания Путина В.В.»
А насчет коммерческой связи между нами – полный бред. Я высказал это буквально после появления той публикации. Причем, публично: в телепередаче «Пресс-корт», где несколько журналистов задавали мне самые неожиданные вопросы. Да ты сам там был. Знаешь...

Интервью с Романом Цеповым и другие материалы о неожиданной стороне частной охранной деятельности, подготовленные ИА «Оперативное прикрытие» специально для петербургского журнала «Город», читайте на следующей неделе в очередном выпуске журнала.