Алюминий и нефть: Олег Дерипаска атакует перспективный порт Высоцк

Видимая сторона инцидента – обоснованное возвращение долгов. Кредитором Высоцкого порта уже несколько лет как является предприятие «Ленгидроэнергоспецстрой» («ЛенГЭСС»). Проще – генеральный подрядчик строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. Вопрос: зачем для истребования с порта законного долга строителям дамбы потребовалось прибегнуть к вооруженной помощи частной охранной фирмы «Крафт»?
В конце января арбитражный суд официально признал «ЛенГЭСС» банкротом и ввел на предприятии конкурсное производство сроком на один календарный год. Инициатором арбитражных тяжб в марте 2002 года стало «Управление специального строительства по территории №3» – полувоенная организация, отвечающая за возведение объектов стратегического значения. Ее примеру последовали другие кредиторы, и в результате оказалось, что общая задолженность «ЛенГЭСС» перед федеральным бюджетом и подрядчиками составила 150 млн. рублей. Так что желание строителей, в свою очередь, «настойчиво потревожить собственных должников», объяснимо.
Однако следует заметить, незачем, в таком случае, вторгаться на причал. Он становится интересен лишь в случае организации стивидорной деятельности, к которой «ЛенГЭСС» никогда отношения не имел. Чьи же интересы взялись отстаивать строители в тандеме с частной охраной?
Местоположение Высоцкого порта уникально. С одной стороны, некоторая удаленность от Петербурга позволяет формировать грузопоток, не озадачиваясь придирчивым соблюдением санитарных и экологических норм в непосредственной близости от жилой застройки. С другой, глубоководный порт не требует проведения дополнительных дноуглубительных работ и, к тому же, связан с материком железнодорожной линией. Сегодня Высоцк, по некоторым данным, обрабатывает около 3,2 млн. тонн грузов в год. Более 80% всего грузооборота составляет кемеровский и воркутинский уголь. Порт способен принимать суда дедвейтом до 25 тысяч тонн. Администрация порта утверждает, что разработала программу перспективного развития для перевалки генеральных грузов. Примерно в полутора километрах от нового причала предполагается создание на понтонах принципиально другого терминала, который способен обрабатывать до 6 млн. тонн угля ежегодно. Его основное преимущество – пятнадцатиметровая глубина, равной которой нет ни в одном из портов Северо-Запада. Стоимость строительства, по оценкам специалистов, составляет 14 млн. долларов.
Не стоит забывать и о пристальном внимании к Высоцку со стороны нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ». Намерение построить здесь собственный терминал по перевалке тяжелых нефтепродуктов президент концерна Вагит Алекперов высказал прошлым летом. Мощность терминала должна составить 10 млн. тонн при расчетной стоимости строительства в 150 млн. долларов. С каждый переваленной в Высоцке тонны нефтепродуктов «ЛУКОЙЛ» планирует сэкономить 5-7 долларов. Проект позволит переориентировать ежемесячный экспорт нефтепродуктов в США объемом около 70 тысяч тонн, который сейчас осуществляется концерном с нефтеперерабатывающего завода в Болгарии.
Минувшей осенью в порту Высоцк начался передел собственности. Изначально совладельцами ЗАО «Высоцкий морской торговый порт» являлись норвежская компания Viking Sea Port As (34% акций), компания «Балтранс Норд Вест» (31%), торговый порт Выборг (25%) и Октябрьская железная дорога (10%). В сентябре 2002 года генеральный директор порта Высоцк – Александр Пермяков, одновременно владеющий фирмой «Балтранс Норд Вест», которая в свою очередь создана с участием «Международной алюминиевой компании», приступил к планомерной скупке акций у других собственников. Сначала им была приобретена доля Октябрьской железной дороги, а затем и порта Выборг. Однако последняя сделка вызвала недовольство среди собственников Выборгского торгового порта. В конфликт вступили, с одной стороны, московские акционеры, чьи интересы представлял председатель совета директоров порта Геннадий Шутов (владеют более 51% акций), а с другой – ПО «Ленстройматериалы», имеющие блокируюший пакет в 24% акций, и несколько миноритарных акционеров.
Следует отметить, что на протяжение последнего года ПО «Ленстройматериалы» неоднократно в судебном порядке опротестовывало попытки продажи контрольного пакета акций Выборгского порта и публично противилось предполагаемому плану строительства нефтепродуктового терминала с привлечением иностранного инвестора – компании Oiltanking. В результате последнее годовое собрание акционеров порта Выборг было признано недействительным, а все имущество оказалось арестованным. Несмотря на это, 26 ноября 2002 года внеочередное собрание акционеров одобрило продажу 25% акций порта Высоцк.
ПО «Ленстройматериалы» вновь обратилось в суд. В этом его позицию поддержал иностранный совладелец Высоцкого порта – Viking Sea Port As, предполагающий расширить долю своей собственности за счет приобретения «выборгского» пакета. Иностранцы предлагали купить этот пакет за 3 млн. долларов, в то время как Александр Пермяков обозначил, что готов заплатить акционерам порта Выборг всего 11 млн. рублей (около 350 тысяч долларов).
В итоге компания «Балтранс Норд Вест» консолидировала в своих руках 66% акций Выборгского порта. В конце ноября выяснилось, что Александр Пермяков приобрел дополнительные акции в интересах своих давних партнеров Михаила Шлосберга и Александра Шмаргуненко. Контролируемое им ОАО «Металлург» приобрела у генерального директора порта Высоцк 33% акций, при этом сумма сделки не разглашается. Шлосберг и Шмаргуненко планировали также выкупить долю Viking Sea Port As, однако норвежская компания, поначалу давшая предварительное согласие на сделку, в начале декабря отказалась от дальнейших переговоров. Пермяков ответил своеобразным ультиматумом, якобы пригрозив полностью исключить иностранного инвестора из управления предприятием и не выплачивать дивидендов.
В то же время в борьбу за порт Высоцк вступили аффилированные с «Русским алюминием» структуры. Через подконтрольные предприятия Олег Дерипаска приобрел у ПО «Ленстройматериалы» 24% акций Выборгского порта. Более того, по свидетельству руководства, ПО «Ленстройматериалы» предполагает выступить инвестиционным консультантом «по проекту приобретения остальных акций Выборгского порта».
По совместному заявлению «СУАЛ-холдинга» и компании «СевЗапПром» (в том числе управляющей ОАО «Металлург»), в первой половине 2003 года состоятся собрания акционеров, на которых партнеры обменяются пакетами акций для объединения алюминиевых активов. Таким образом, Михаил Шлосберг и Александр Шмаргуненко обозначили себя прямыми конкурентами Олегу Дерипаске. В свою очередь, последний переманил на сторону «Русского алюминия» компанию Viking Sea Port As и принимает усилия, чтобы стать фактическим владельцем перспективной портовой инфраструктуры.
Два алюминиевых гиганта преследуют одну и ту же цель – установление контроля над активами порта Высоцк для осуществления экспорта побочных продуктов производства глинозема – цемента, соды и поташа. Особенно актуальным это стало для холдинга «Русский алюминий» когда выяснилось, что планируемое им строительство цементного терминала в Мурманском порту слишком накладно из-за высоких железнодорожных тарифов.
Похоже, прикрываясь обанкроченным «ЛенГЭСС», Олег Дерипаска приступил к силовому вхождению в порт Высоцк. Аналогичные попытки алюминиевый олигарх предпринимал в прошлом году в борьбе за Братский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты, принадлежащие питерскому магнату Захару Смушкину. Кстати, по соседству с четвертым причалом находятся владения еще одного российского миллионера – президента концерна «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова.