Вместо кресла – рубильник?

По информации АН «Оперативное прикрытие», вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский, известный своими неоднозначными связями, может совсем скоро покинуть свой кабинет. Не исключено, что он собирается возглавить «Межрегиональную распределительную сетевую компанию Северо-Запада» (МРСК), а может пойдет еще выше… 

Несмотря на то, что без малого два года чиновник курирует вопросы ЖКХ и ТЭК в областном правительстве, и сегодня Пахомовский продолжает восприниматься как топ-менеджер сразу двух российских олигархов – Олега Дерипаски и Александра Сабадаша. Именно благодаря своему плотному общению со вторым из них Юрий Витальевич достиг своего нынешнего положения. В ближний круг «водочного короля» Сабадаша вице-губернатор попал в конце 90-х, когда всеволожская площадка производственного объединения «Русский дизель» перешла под контроль Саши Большого, как звали в определенных кругах Сабадаша. 

Правой рукой «водочного олигарха» в ту пору был Александр Белецкий (Саша Маленький), который вскоре отправился работать в Москву, а пять лет назад переместился из столицы на восток, став федеральным инспектором уральского полпредства. Тогда Сабадашу понадобился человек, знакомый с производственной площадкой «Русский дизель». Например, Юрий Пахомовский, который в 1991 году уволился из этого объединения в должности заместителя генерального директора. С именем нового управленца в империи Саши Большого непосредственно связаны два громких конфликта – попытка строительства в экологически чистом Всеволожске алюминиевого завода и переход под флаг Александра Сабадаша «Выборгской целлюлозы», что повлекло за собой открытое противостояние пришлого олигарха с местным населением. 

В первом случае вредное производство Саша Большой намеревался открыть в двух шагах от жилой зоны. Проводником инвестиционной идеи стал топ-менеджер Пахомовский, который к тому же являлся представителем британской компанииAstromex, зарегистрированной исключительно с целью создания нового завода мощностью 150 тысяч тонн. Ориентировочные вложения в проект предполагались в размере 150 млн долларов, а расчетная электрическая нагрузка составила бы 280 МВт. Протесты против строительства во Всеволожске предприятия по производству первичного алюминия достигли невиданного прежде накала, и Сабадаш дал задание поменять вывеску на Всеволожский завод прокатных изделий. Назойливым экологам объяснили – это якобы вторичная переработка, допустим, банок из-под пива. Ничего страшного – такое производство хоть на испанском пляже открывай. Обсуждая вопросы охраны природы, противники алюминиевой экспансии упустили главную проблему – появление в регионе не предусмотренных схемой развития мощнейших энергопотребителей. По прогнозам экспертов, появление подобных производств заставило бы всю энергетику Ленинградской области уже к 2005 году работать на алюминий, в то время как жители замерзали бы в неосвещенных домах. 

Во втором случае «водочного короля» ожидало массовое возмущение людей, наслышанных о том, что в цехах старейшего целлюлозно-бумажного комбината собираются разливать все ту же водку. Внутри Выборгского ЦБК засели оборонявшие предприятие рабочие с охотничьими ружьями. Для штурма здания пришлось вызывать вооруженный спецназ из Санкт-Петербурга. Сложно сказать, где в те минуты находился представительный Юрий Пахомовский, но его работодателя, наблюдающего со стороны за «маленькой войной», опознали местные жители. Как вспоминал сам Сабадаш, «Со мной был десяток охранников. И когда на нас двинулось человек шестьдесят с арматурой и двухметровыми кольями, не стали применять оружие. Я, честно говоря, не ожидал, что так сложится. Думал, ну будут толкаться, материться, пихаться...» Но олигарху-чужаку просто сломали ребра. 

Волнения в поселке Советский, где располагался целлюлозно-бумажный комбинат, позднее завершились тем, что каждому работнику было выплачено по 1000 рублей «отступных», а Юрий Пахомовский стал председателем совета директоров ОАО «Выборгская целлюлоза». Дальнейший путь в чиновники прошел у него через руководство«БазэлЦемент-Пикалево», куда незадолго до этого совершил свой памятный визит Владимир Путин, заставивший олигарха Олега Дерипаску подставить подпись под соглашением о возобновлении поставок сырья, которое было необходимо для начала производственного цикла. В новейшей российской истории этот эпизод остался репликой «Авторучку мне верните сюда!» 

Летом 2012 года топ-менеджер Пахомовский покинул депрессивное Пикалево и вступил в должность председателя комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области. Переместившись немного вверх по чиновной лестнице, он нашел себе приемника в лице Дмитрия Разумова, покинувшего пост вице-мэра Иркутска, где некстати разгорелось резонансное уголовное дело по хищению бюджетных средств в транспортной сфере. Нового председателя Юрий Пахомовский охарактеризовал как опытного руководителя, «который знает,что такое транспорт и транспортная инфраструктура, что представляет собой система ЖКХ». 

Однако прошло немного времени, и дружба между коллегами расползлась по швам. Даже на рабочих совещаниях Пахомовский и Разумов предпочитали не здороваться и принципиально располагались в разных концах зала. Вице-губернатор, как замечалось в СМИ, подозревал, что молодой подчиненный метит на его должность, а тот, в свою очередь, был недоволен тем, что начальник пытается отодвинуть председателя комитета в сторону. В итоге Дмитрий Разумов проиграл и минувшей осенью покинул Дом правительства, а Юрий Пахомовский отделался устным предупреждением губернатора по поводу возникновения конфликта.По мнению Разумова, правда была на его стороне: «Я действовал в соответствии со своими канонами.Противоречие между нами заключалось в подходах к поставленным задачам. Я считаю, что нужно делать все для долговечного использования, а Пахомовский – для сиюминутного». 

Вопрос – как скоро покинет областное правительство человек, работавший на Дерипаску и Сабодаша, разрешится буквально на днях. Как сообщают наши коллеги из47news, заявление об уходе Пахомовского по собственному желанию с середины марта находится у губернатора Александра Дрозденко. Возглавив МРСК, топ-менеджер со стажем возьмет под контроль ее филиалы в Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Общая протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи составляет 175,1 тыс. км, а территория обслуживания компании – 1,58 млн кв. км с населением около 6,3 млн человек. Вне компетенции МРСК пока остаются Санкт-Петербург и Ленинградская область, где работает Ленэнерго. 

Если учесть, что заместителем генерального директора Ленэнерго является Роман Темкин, не так давно занимавшийся в империи Сабадаша контролем над строительством самого крупного в мире комплекса по производству пеллет, то напрашивается вывод – возможное перемещение Юрия Пахомовского в МРСК никак не случайность, а закономерное желание «водочного олигарха» усилить влияние на энергетический комплекс Северо-Запада. 

Между прочим, «мелкие шалости», которые происходят в Ленинградской области не без участия топ-менеджеров Александра Сабадаша, в феврале 2013 года рассматривались даже на комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса. Во время ее проведения в Ново-Огарево «всплыло», что Выборгская лесопромышленная корпорация (в прошлом ОАО «Выборгская целлюлоза, членом совета директором которой был Юрий Пахомовский) задолжала энергетикам уже 650 млн рублей, но отключить ее невозможно, поскольку через сети этого предприятия снабжается электроэнергией двадцатитысячное население поселка Советский, водоочистные сооружения и порт. 

Интересно, сколько раз еще удивится Владимир Путин, если вице-губернатор отправится успешно руководить МРСК? 

Юрий Пахомовский пока находится в отпуске, но вот-вот ему предстоит либо вернуться в областное правительство, либо покинуть занимаемое кресло. Кстати, в последнее время пошли разговоры о том, что чиновник собирается вовсе не в МРСК, а резко пойдет вверх – в правительство федеральное. Версия эта выглядит несколько сомнительно, как так внимание правоохранительных органов почему-то снова обращено в сторону Александра Сабадаша…

 

     
        Павел Луспекаев, «Конкретно.ру»