Смольный нашел прораба

Почти полтора года петербургские строители пребывают в состоянии неопределённости. Городская власть не торопится установить правила игры, по которым должен развиваться мегаполис. Но, возможно, что-то сдвинется с мёртвой точки уже через несколько дней. Когда придёт Он…

В январе 2012 года в отставку отправился Роман Филимонов, и с тех пор в штатном расписании Смольного исчезла должность вице-губернатора, непосредственно отвечающего

за строительный блок. Огромную отрасль, оставшуюся без надлежащего управления и контроля, в городском правительстве едва ли не на «общественных началах» поручили курировать сначала Игорю Метельскому, а позднее обременили этим Игоря Дивинского. Но у обоих и без того хватало работы. В результате Санкт- Петербург за год с небольшим пережил несколько крупных скандалов с участием застройщиков, градозащитников, депутатов ЗакСа и самых обычных горожан, которые нечасто выходят с протестами на улицы.

Голодовка дольщиков на ул. Ильюшина, остановка крупной застройки на севере Санкт-Петербурга, удержание анархистами пакгауза на Варшавском вокзале и противостояние жителей с теми, кто хочет возвести торговый центр на месте Фарфоровского кладбища, – это неполный перечень событий, получивших широкий общественный резонанс. И на фоне невесёлых «заслуг» городской власти – всё растущий ропот крупных представителей строительного рынка, которые плохо понимают, как им работать дальше. Периодические встречи губернатора Георгия Полтавченко с руководителями ведущих строительных организаций принципиально ситуацию не меняют. Ни в какую сторону.

И тут появился Он

Требовался вице-губернатор – тот самый, который, как и происходило на протяжении многих лет, будет с утра и до глубокого вечера заниматься решением конкретных проблем, возникающих в строительной сфере, и совместно с участниками рынка формировать направление развития отрасли. Предположительно, претендент на возвращаемую должность

главного строительного чиновника должен был бы появиться из числа профессионалов, как пользующихся уважением своих коллег, так и хорошо знакомых с тем, что из себя представляет градостроительная политика.

Новость о возможном назначении на эту должность Марата Оганесяна, возглавляющего ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», многих застала врасплох. В первую очередь потому, что ничем примечательным этот кандидат в Санкт-Петербурге не славится. Если, конечно, не считать, что он в статусе федерального чиновника достраивает вторую сцену Мариинского театра и занимается реконструкцией БДТ им.Товстоногова и государственной консерватории им. Римского-Корсакова. К тому, как осуществляются работы на вышеназванных объектах, мы вернёмся чуть позже. Но если Оганесян вдруг станет «строительным» вице-губернатором, то

Смольный в очередной раз распишется в неумении проводить политику уже не градостроительную, а кадровую. Казалось бы, достаточно того, что над нами смеётся вся страна: культуру в культурной столице и ЖКХ в ней же с недавних пор курирует бывший директор общепита Василий Кичеджи.

Впрочем, биография Марата Оганесяна ещё более темна. В отличие от обилия информации о возможных коллегах по Смольному, открытые источники повествуют лишь о том, что ранее он занимался реконструкцией Большого театра в Москве. А до того, похоже, был генеральным директором ЗАО «Корпорация информационных технологий – «Согласие», которое вело деятельность в области электросвязи. По всей видимости, имеется ввиду одно из предприятий многопрофильной структуры «Согласие», созданной в 1994 году, как пишется на официальном сайте, «известным предпринимателем, общественным деятелем и меценатом Арой Абрамяном». Если изучить список деловых партнёров Ары Аршавировича, то становится ясно – своих людей известный магнат может расставлять практически на любые посты. Последние несколько лет ЗАО «Корпорация информационных технологий – «Согласие» возглавляет некто Абрамян Самвел Акопович. Однако поиск, запущенный по официальному сайту, ничего не выдает на запрос «Марат

Оганесян», что обволакивает его фигуру ещё большим туманом.

Деньги и сроки, сроки и деньги…

Как правило, эти два критерия во многом определяют успех в строительном деле. Если нет денег, то «летят» сроки. Впрочем, от перестановки обеих составляющих результат остаётся прежним – плачевный. Если этап согласований и чиновничьих разрешений невообразимо затягивается, в том числе из-за малопонятных процедур, то строители вынуждены отправляться за перекредитованием в банки. Всё это, если говорить о простых горожанах, отражается затем на итоговой стоимости квадратного метра жилья.

Марат Оганесян, к сожалению, не может похвастаться тем, что чётко выдерживает сроки и выполняет работы в рамках заранее согласованных смет. И это очень серьёзный сигнал. Будет ли достроен к 20 октября 2015 года стадион на Крестовском острове, как было заявлено в середине декабря на заседании Петербургского регионального оргкомитета по координации работ по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, если к 20 октября 2015 года это дело поручат курировать Оганесяну? Сейчас еженедельный контроль за ходом подготовки к чемпионату вменён в обязанности Кичеджи, который вообще далёк от строительства да и к тому же, по собственному утверждению, не является «истинным ленинградцем». Если поручат, то губернатор Георгий Полтавченко, назвавший первенство «очередным экзаменом» для

города, вместо неподготовленного школяра Васи может получить не менее слабого, но наделённого широким полномочиями студента Марата…

О чём же свидетельствует опыт кандидата в петербургские вице-губернаторы на ниве масштабной реконструкции?

Начнём со второй сцены Мариинского театра, уже получившей в народе самые нелицеприятные прозвища. Вначале бюджет этого проекта составлял 3,8 млрд рублей. Сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались. Марат Оганесян появился там в конце 2011 года, в марте 2012 аудиторы Счётной палаты РФ сделали заключение, что 290 млн рублей были

израсходованы с нарушениями. В настоящее время строительство второй сцены уже обошлось налогоплательщикам в 22 млрд рублей. Эффективность расходования денег из федерального бюджета вызывает вопросы. Долгострой обещано завершить этой весной, сбудется ли обещанное – увидим уже совсем скоро. Церемония открытия запланирована на 1 и 2 мая, программа согласована, гости приглашены. Возможно, за шумным торжеством они не захотят увидеть строительные огрехи.

Кстати, как недавно рассказывала «Наша Версия на Неве», возмущение горожан невнятным сооружением в центре Санкт-Петербурга достигло апогея – счёт подписям за снос только что построенной второй сцены пошёл на тысячи. А сам архитектурный нонсенс вдохновил интернет-карикатуристов на серию сюжетов – деревенский туалет, пшеничный амбар и пивной ларёк, объединённые подписью «В сеть просочились эскизы третьей сцены Мариинского театра».

В 2013 года должна завершиться и реконструкция БДТ им.Товстоногова. Но если бы сроки проведении работ не были бы сорваны, то уже в минувшем декабре петербуржцы наслаждались бы блистательной игрой актёров прославленного академического театра. Между прочим, первоначально бюджет проекта составлял 1,5 млрд рублей. Позднее выяснилось, что кто-то недоглядел, и для полноценного восстановления здания потребуется ещё 3,0 млрд, за которыми министру культуры Александру Авдееву пришлось обращаться в марте прошлого года к Владимиру Путину. За недогляд никто не ответил. А вот проблемная история с восстановлением исторического облика государственной консерватории им.Римского-Корсакова только начинается. И она тоже связана с Маратом Мелсовичем. На реконструкцию этого объекта изначально из федеральной казны выделялось 2,8 млрд рублей. Однако прошло немного времени, и цифра была скорректирована. По обыкновению, в большую сторону на 3,2 млрд рублей. Ну а сроки проведения

работ увеличились в два с половиной раза. При этом вокруг первых же денег, предназначенных на право разработки проекта, возник скандал. Конкурс пришлось отменять по требованию регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Антимонопольщики установили, что в конкурсной документации не оказалось критериев… по оценке качества работ. В свою очередь Марат Оганесян объяснил инцидент «действиями рейдеров и несовершенством ФЗ №94», выразив сожаление, что заказчик – ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», вынужден был заново объявлять конкурс. Тем не менее, Оганесян взялся гарантировать ввод объекта в эксплуатацию «в соответствии с федеральной целевой программой «Культура России» в чётко обозначенные там сроки». Ничего не скажешь, смело…

Большой превратился в золотой

Своеобразный «тест-драйв» Оганесян прошёл на грандиозной реконструкции Большого театра России. Ремонт главной сценической площадки страны начался в 2005 году и был оценён «под ключ» в 15 млрд рублей. Однако спустя пять лет строители, устами первого заместителя руководителя ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и

реставрации» Министерства культуры РФ Марата Оганесяна, стали сетовать на нехватку денежных средств. Дополнительное вливание обошлось в 9,0 млрд рублей – стройка и без того продолжалась слишком долго, чтобы отказывать просителям в финансовой поддержке. Ежемесячно Оганесян успевал «осваивать» на ремонте Большого театра

порядка 500 млн рублей. Стройка воистину стала «золотой». Тем удивительнее, что Ростехнадзор обнаружил нарушения, допущенные в ходе реконструкции второй очереди комплекса зданий Большого театра России. В частности, отсутствовала организационно-технологическая документация для строительства подземного перехода. А в 2009

году, в самый разгар строительства, Счётная палата выявила завышение стоимости проектных работ.

Причина, по которой Марат Оганесян на завершающем этапе реконструкции «патронов не считал», может объясняться просто. Контрольный пакет акций генподрядчика был выкуплен инвестиционной группой «Сумма Капитал», которой владеет Зиявудин Магомедов. У Магомедова есть двоюродный брат – некто Ахмед Билалов, буквально ещё вчера занимавший пост вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров «Курортов Северного Кавказа». С громких должностей он был выгнан по личному распоряжению Президента РФ Владимира Путина, возмущённого многократным удорожанием строительства олимпийских объектов в Сочи и срывом сроком из ввода в эксплуатацию.

Собственно, на этом нужно ставить точку. Потому что Смольному предстоит трудное решение. Никогда ранее куратором городских строителей не был федерал, подвизавшийся на реконструкции громких объектов по линии Министерства культуры. Ведь тратить деньги из федеральной казны или планировать, как будет пополняться региональный бюджет от деятельности предприятий строительного комплекса, – это не одно и то же. Равно как здесь нет ничего общего с умением взаимодействовать с градозащитниками, архитекторами, профессиональной общественностью. Хотя, возможно, у Марата Оганесяна существует на этот предмет своё, особое мнение. И Смольный готов его принять. По разным причинам…

 

    Павел Луспекаев, "Наша Версия на Неве", № 11 (269), от 18.03.- 24.03.2013