С хлеба на воду?

Петербург – единственный город России, где все депутаты ЗакСа имеют особый статус и обладают всевозможными льготами. А главное, освобождены от любого иного труда, за исключением законотворческого. Заметим, в иных российских провинциях почти все их коллеги вынуждены мириться с тем, что парламентская деятельность осуществляется на общественных началах.

Некоторые депутаты Северной столицы, конечно, отказываются от такого блага, как персональный автомобиль с водителем.

И не потому, что сами любят крутить баранку – так, знаете ли, нет лишних глаз рядом, а отследить рабочий график практически невозможно.

Есть увлекательный квест – «попробуй, выясни, во сколько депутат прибыл на службу». Веселее только другая игра – «застань народного избранника на рабочем месте во второй половине дня в пятницу». Конечно – круглыми днями труды праведные. Встречи, рауты, выездные речи и прочая, и прочая. Чем ещё славен петербургский ЗакС? Мощной семейственностью. Только тут (разумеется, в порядке чистой случайности) близкие родственники кочуют по соседним кабинетам. Но, похоже, вольной жизни пришёл конец… 

Околостоличные опасения

В конце июня Мосгордума в трёх чтениях приняла законопроект, согласно которому ¾ депутатов переводятся на непостоянную основу: никакого вознаграждения, зарабатывай, где хочешь – бог, бизнес в помощь. Зарплатные положения сохранят лишь порядка десяти чинов – спикер, его замы, руководители постоянных комитетов и комиссий.

Не исключено, что и в городе на Неве только половине депутатов ЗакСа со временем сохранят ежемесячное финансовое вознаграждение. Предложение может быть внесено в региональный парламент одновременно с новым законом о выборах в Мариинский дворец.

Между тем, ещё в 2011 году содержание одного слуги народа в Петербурге обходилось налогоплательщикам в 12 млн рублей (включена зарплата депутата, расходы на содержание трёх его помощников, средства передвижения и рабочий кабинет). В 2013 году из городского бюджета на нужды учреждения было выделено более миллиарда. То есть на одного депутата причиталось уже порядка 22,86 млн в год. Такие суммы не фигурируют и в Госдуме. 

Надо по справедливости…

Эсер Алексей Ковалёв полагает, что все депутаты должны быть должностными лицами, которые подпадают под соответствующие ограничения по занятию бизнесом, соответствующим связям за рубежом и др. Иными словами, парламентарии должны продолжить свою деятельность на профессиональной основе.

В противном случае, депутатский статус может стать лишь прикрытием для лоббистских устремлений, кстати, вполне возможно, для деятельности, направленной против Российской Федерации: «Если в ЗакСе появятся люди с иностранными счетами, без каких-либо ограничений, то не исключено, что они будут работать в интересах других государств. Депутатское место будет использовано в личных корыстных интересах. Для них ведь эта зарплата вообще ничто, ничего не значит… Считаю, многие из тех бизнесменов, которые уже попали в ЗакС и вынуждены были переводить коммерцию на жену, брата, свата, с радостью ухватятся за эту идею. Просто, чтобы освободиться от ограничений, связанных с депутатским статусом».

Его однопартиец Сергей Трохманенко рассуждает примерно так же: «Давление Смольного определённо есть: на фракции, депутатов. Если решение будет такое – рассмотрим. Смотря, какая цель преследуется. Если сэкономить бюджетные средства – не знаю, может, и надо так.

А если для работы, то насколько человек способен полностью отдаваться депутатской деятельности, если ему придётся где-то работать? Насколько качественные, проработанные законы мы будем иметь?»

По мнению Сергея Владимировича, если депутаты должны будут появляться раз или два в месяц, просто чтобы проголосовать – наверное, они и не нужны. Сомнительным ему представляется и возможность пресечения финансовых потоков в руки законотворцев: «Многие депутаты муниципальных советов даже не приходят на заседания. При этом многие же из них получают в муниципальных советах деньги (под видом работы в ГУПах), хотя законом это запрещено. 

Яблоко против «шарлотки»

Как считает представитель фруктовой партии Александр Кобринский, идеологи такого решения готовятся нанести очевидный удар по законодательному органу.

Он убеждён: «Невозможно где-то работать на полный рабочий день и при этом заниматься законотворческой работой, встречами с избирателями, отвечать на письма. Видимо, кому-то не по себе даже от тех минимальных шагов по отделению власти от бизнеса. Следовательно, это делается для того, чтобы бизнесмены могли, уж совсем ничего не стесняясь, проталкивать нужные им законы». 

Без партии и в сомнениях

Ирина Комолова, ныне депутат вне партий, убеждена, что таким образом оздоровить работу ЗакСа невозможно. Известна истина: если человек работает за зарплату, то и сосредоточен он будет именно на этой деятельности. А возможное нововведение очень удобно для исполнительной власти, которая, по мнению Комоловой, давно хочет окончательно прибрать к своим рукам всё управление городом. У депутатов, лишённых рабочего времени, не будет возможности заниматься контролем. Те люди, которые останутся на ставке – будут перегружены, выполняя работу за всех остальных. Качество парламентской деятельности пострадает, даже если это будут самые честные люди, которые хотят приносить пользу Петербургу.

Как предполагает Ирина Игоревна, подобная мера очень удобна бизнесу: «Всегда будет возможность получить себе лоббистов. И если речь идёт об экономии, то вспомним, что депутатов в городе всего 50, а чиновников тысячи. Высшие и не очень чиновники, руководители ГУПов и прочих организаций – о зарплате их мы только догадываемся. Даже те же депутаты не могут проверить сумму, которую эти граждане получают, об этом, как вы заметили, никто не говорит. При этом экономия на депутатах будет слишком мизерна и незаметна».

Говорит Москва

Чтобы пилюля не казалась так горька, в Белокаменной депутаты без зарплаты будут свободны от каких-либо ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Оставлена для таких парламентариев и возможность пользоваться служебным транспортом, но только по предварительной заявке. При этом у «общественников» сохранится кабинет и четыре помощника, которые будут получать зарплату в Мосгордуме, а работодатель будет обязан компенсировать таким парламентариям шесть дней в месяц для ведения депутатских дел. Заседания столичной думы станут проходить не еженедельно по средам, а лишь раз в месяц.

Чем рискуют петербургские депутаты, помимо зарплаты? Лишиться возможности вносить поправки к бюджету. Разумеется, не быть избранными на другой срок. Помимо того: сейчас парламентарий избирается по партийным спискам, и если озвученную затею проведут в жизнь – появятся самовыдвиженцы. Лакомые в плане политического влияния места смогут занять люди бизнеса. Серьёзного бизнеса, способные выкинуть миллионы на проведение предвыборной кампании. Едва ли можно будет ждать от них решений в ущерб их собственным коммерческим интересам. Также с неизбежностью увеличится давление на оппозиционных депутатов. Получать поддержку в реализации их проектов будет совсем проблематично. Практически правящая партия получит механизм по продвижению инициатив, отвечающих её видению политической ситуации. Влияние иных сил будет стремиться к нулю.

 

       Михаил Берг, "Наша Версия на Неве", № 340 (348), от 20.10.-26.10.2014