Сергею Густову дали по рукам

Одному из возможных в недавнем прошлом претенденту на губернаторский пост в Ленинградской области, видимо, нет веры «в верхах». Да и бизнес как-то не заладился…

Ставка Газпрома на отпрыска бывшего экс-главы региона Вадима Густова, ныне реализующего свои амбиции в органах законодательной власти, похоже, не слишком оправдалась. Невзирая на то, что за несколько дней до ПМЭФ-2015 в штаб-квартире газового монополиста прошло совещание, где обсуждалась возможность стратегического партнерства с нидерландско-британской нефтегазовой компанией Shell, иностранцы не поспешили войти в проект Балтийский СПГ. Как заявил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак, вопрос об этом на Форуме «не обсуждали».

Заметим, вопрос запуска крупнейшего в стране завода по сжижению природного газа является для Газпрома наиболее актуальным. Помимо экономики запуск Балтийского СПГ имеет и немалое политическое значение. Уменьшаемый в объеме в 600 раз газ можно транспортировать морским путем, как в страны Европы, так и в Латинскую Америку. Немаловажно то, что более 30 терминалов для экспорта сжиженного газа вознамерились построить в ближайшие годы американские энергетические компании. Из США уже начали обеспечивать поставки такого топлива в Южную Америку. И Россия не может позволить себе проигрыш на этом этапе международной конкуренции.

Меморандум о реализации проекта Балтийский СПГ был подписан между председателем правления Газпрома Алексеем Миллером и губернатором Ленобласти Александром Дрозденко ровно два года назад, на ПМЭФ-2013. Общая стоимость завода с морским терминалом и необходимой инфраструктурой обойдется Газпрому примерно в 1 триллион рублей, из них на запуск первой очереди (10 млн т) придется потратить около 620 млрд рублей. И если бы все шло по намеченному плану, то в 2020 году Россия начала бы поставлять из Усть-Луги сжиженный природный газ. Самостоятельно такой масштаб Газпрому не осилить, поэтому предполагалось привлечь соинвестора на 49%, который обладает собственными технологиями сжижения газа. Сначала поглядывали в сторону японских Mitsui, Mitsubishi, JGC Corporation, но потом остановили свой выбор на Shell.

Руководить компанией специального назначения ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург» в прошлом году почему-то доверили Сергею Густову, которому пришлось ради этого пожертвовать портфелем генерального директора ООО «Петербургтеплоэнерго». В качестве одно из версий бытовала та, что назначенец вырос в этих местах, да и его влиятельный отец начинал свой карьерный взлет с должности главы Кингисеппского района, где территориально расположен порт Усть-Луга.

Почему же компания Shell вдруг взяла паузу, отказавшись от участия в столь перспективном проекте? Ведь в рамках ПМЭФ-2015 ее глава Бен Ван Берден подписал с Алексеем Миллером, например, соглашение о расширении проекта «Сахалин-2» и своем участии в строительстве третьей и четвертой нитки газопровода «Северный поток». Возможно, вопрос уперся, как ни странно, в неоднозначную личность руководителя ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург».

Начнем с того, что по сведениям источников наших коллег из «Фонтанки.ру» Сергей Густов покинул ООО «Петербургтеплоэнерго» отнюдь не добровольно. И не потому, что впереди его ждала компания специального назначения. У него якобы возник серьезный личный конфликт с главой холдинга «Газпром межрегионгаз» Кириллом Селезневым. Именно в этот холдинг входило ООО «Петербургтеплоэнерго», созданное Газпромом в 2004 году для реконструкции системы теплоснабжения Санкт-Петербурга. Схема работы Густова-младшего была очевидна – Петербургтеплоэнерго перестраивает десятки котельных и перекладывает сотни километров сетей, а городской бюджет возвращает вложения в виде субсидий. Таким образом компания заработала 5,8 млрд рублей. Не исключено, что в холдинге «Газпром межрегионгаз» могли возникнуть определенные вопросы к Сергею Густову по дальнейшему распределению денежных средств. Так или иначе, сразу того, как его отлучили от этой «синекуры», в Петербургтеплоэнерго последовали широкие кадровые чистки.

Скандальный нрав Густова-младшего не раз проявлялся в самых разных ситуациях – от бытовой до политической. Достаточно вспомнить утомительную судебную тяжбу между ним и стоматологом Алексеем Сорокиным. Как утверждает эскулап, 6 марта 2007 года он ехал на машине по Суворовскому проспекту, а прямо на проезжей части стоял и разговаривал по мобильному телефону некий мужчина. Стоматолог потребовал, чтобы Сергей Густов освободил дорогу, в ответ тот разбил боковое зеркало на автомобиле Сорокина, а затем с помощью двух крепких спутников отлупил врача, после чего укатил на собственной машине с места происшествия.

В этой дурно пахнущей истории Сергей Густов проявил себя с неожиданной стороны. Он быстренько написал заявление на Сорокина в ближайшем отделе милиции. Более того, поспешил на медицинское освидетельствование, зафиксировав у себя ушиб головного мозга и различные травмы головы, шеи и груди, после чего в отношении незадачливого стоматолога было заведено уголовное дело. Естественно, что суд встал на сторону несправедливого обиженного Густова-младшего, а Сорокина выставили форменным злодеем.

Впрочем, как говорится, яблоко от яблоньки. Помнится, в 2003 году, когда Вадим Густов решил заручиться поддержкой «Единой России» на очередных выборах губернатора Ленобласти, отец и сын без лишних слов вступили в противоборство с охраной на входе в зал, где проходила конференция «медведей». Попасть туда цивилизованным путем родственники не могли, потому что не имели именных приглашений. «Меня побить, конечно, сложно… охранника я с лестницы спустил», – заявил прорвавшийся в зал Густов-старший. Правда, вскоре обоих забияк выпроводили обратно, так как участники конференции подтвердили решение политсовета о проведении собрания в закрытом режиме.

Готовность Сергея Густова при случае пускать в ход кулаки по достоинству оценил весной 2012 года губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который искал себе надежного преемника. В первую очередь, выбор пал на представителя так называемого «выборгского бизнес-сообщества» Константина Патраева, которого глава региона поспешил назначить своим заместителем. Но в числе возможных кандидатур в доме регионального правительства рассматривали еще двух бравых молодцев – совладельца группы ЛСР Андрея Молчанова и генерального директора ООО «Петербургтеплоэнерго» Сергея Густова.

Но губернатором стал сосед Густова по Кингисеппу Александр Дрозденко. А будущий директор компании специального назначения так и не вышел из тени. Что, видимо, не означает утрату амбициозных мечтаний Сергея Густова. Его заход в Усть-Лугу некстати совпал с желанием семейного клана Дрозденко заняться там же перевалкой нефтепродуктов. В числе учредителей «Усть-Лужской ПТК», которая желает переваливать 1,6 млн т топлива в год, значатся супруга губернатора Ирина Дрозденко и жена его двоюродного брата Жанна Гешеле. Компанию им составляет выходец из местного кингисеппского бизнеса Марк Мельников. Собственники «Усть-Лужской ПТК» уже возвели на берегу примитивную нефтеперерабатывающую установку, так называемый «самовар». В проект будет вложено 100 млн долларов, через несколько лет он выйдет на самоокупаемость и будет приносить, по оценкам экспертов, порядка 50 млн долларов в год.

Соседство с Сергеем Густовым, вроде бы декларирующему преданность кингисеппскому землячеству в целом и идущему в сентябре на губернаторские выборы Александру Дрозденко в частности, настораживает супругу главы региона. Говорят, именно Ирине Дрозденко муж обязан своей политической карьерой и, по ее словам, зовет свою благоверную «кризисным управляющим». «Мы, женщины, зачастую прозорливее мужчин, – откровенно сказала Ирина Дрозденко в недавнем интервью корреспонденту «Российской газеты». – Я из тех людей, кто любит наводить порядок»…

Трудно представить, чтобы женщина, сделавшая губернатора, поделилась своими соображениями на ПМЭФ-2015 относительно личности задиристого директора ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург» с главой Shell Беном Ван Берденом. Однако как «кризисный управляющий» она не может не чувствовать потенциальной угрозы, исходящей от Густова-младшего, который превратился в руководителя предприятия с очень неясными перспективами. Вряд ли с существующим положением дел готов долго мириться и Алексей Миллер, чьей ахиллесовой пятой с недавних пор стал проект Балтийского СПГ. Что касается загнанного в угол Сергея Густова, то при поддержке своего именитого отца ему остается одно – ринуться в региональную политику, где несостоявшегося «преемника» Валерия Сердюкова не слишком ждет идущий на второй губернаторский срок Александр Дрозденко.

 

        Павел Луспекаев, фото ДП.ру