Оплата без тепла

Жителям одного из домов в Красных Стругах (Псковская область) приходят счета за отопление, при этом система отопления практически не действует уже 30 лет – с момента постройки дома. 


  


  


Платите, тепло будет потом... 


  


Жительнице Струг Красных грозит суд за неуплату долга по услуге, которой она никогда не получала. Глава района взял ситуацию под личный контроль 


Когда семья Татьяны Гошкодер получила долгожданную двухкомнатную квартиру, радости не было предела. Спустя двадцать два года наша героиня говорит: «Уж лучше бы остались в однокомнатной. Тогда я еще не знала, что нас ждет». Татьяну Александровну легко понять. Разве можно чувствовать себя комфортно в квартире, где отопление не действует? 


НЕТ, БАТАРЕИ в квартире, конечно, есть. Стоят там, где им и положено. Целых пять секций: две в большой комнате, одна в маленькой и по одной на кухне и в туалете. Но из них слегка греет только последняя. И еще, если повезет, верхушка кухонной секции тоже бывает   еле тепленькой. 


После потопа – «скорая» 


Двухэтажный шестнадцатиквартирный дом по улице Виноградова построили в середине 70-х годов прошлого века. Система отопления в нем изначально оказалась нарушенной, предположительно из-за ошибки в схеме монтажа. Жильцы практически всех квартир, не дотянув до конца первой зимы, кинулись за свой счет устанавливать печки. 


– Зимой топим по два раза в день, и все равно холодно, – рассказывает Татьяна Александровна. – Когда дочки были маленькие, постоянно просили: мама, накрой батарею одеялом, от нее ледяной холод идет. 


Сейчас муж Татьяны Александровны уехал на заработки в Ленинградскую область. Но она поехать жить к нему не может – оставить зимой квартиру нельзя. Сосед сверху рискнул уехать: печь не топили несколько недель, и размороженные батареи прорвало, квартиру Татьяны Александровны затопило. Потом она несколько дней плакала, подсчитывая убытки: грязные разводы на потолке, отклеившиеся обои, испорченная мебель и одежда. От переживаний случился даже сердечный приступ, в больницу увозили на «скорой». Но если бы дело закончилось только этим... 


«А мы получше потопили!» 


До 2001 года с жильцов злополучного дома вообще не брали плату за отопление. Начальником домоуправления был человек той самой строительной организации, сотрудники которой умудрились напутать в монтажной схеме. Однако, начальник сменился, начались реформы ЖКХ. Однажды жильцы с удивлением обнаружили в своих квитанциях строчку «плата за отопление», правда, пока всего только 10 процентов от стоимости. 


– Тогда это было меньше ста рублей, – рассказывает Татьяна Александровна, – мы посовещались с соседями и решили, что из-за ста рублей связываться не будем. Тем более, что в туалете батарея в самом деле немного греет... 


Но дальше у коммунальщиков разыгрался аппетит. Суммы за отопление росли в геометрической прогрессии. Когда цифра дошла до 70 процентов, жильцы начали жаловаться. На что в домоуправлении отвечали: «А мы получше потопили!» 


Проблема осложнялась еще и тем, что все счета за коммуналку   значились в одной квитанции. Но позже муниципальное предприятие «Стругокрасненские тепловые сети» стало самостоятельной организацией, и на оплату услуг за тепло начал приходить отдельный счет... равный стопроцентной стоимости! 


И Татьяна Александровна решила: платить за услугу, которой она фактически не получает, точно не будет. Через год теплосети подали на нее в суд. Судья тогда вынесла компромиссное решение: взимать с жильцов 10-процентную стоимость услуги. Но сейчас Татьяне Александровне грозит новый судебный процесс. Теплосети по-прежнему мечтают получить 100-процентную оплату. Сумма задолженности за прошлый отопительный сезон, по их мнению,   составляет 12 тысяч 854 рубля 19 копеек. Это при том, что семья Татьяны Александровны ежегодно тратит 6 тысяч рублей только на покупку дров! 


А денег, извините, – нет... 


Позиция «Стругокрасненских тепловых сетей» изложена в официальном ответе, который пришел Татьяне Гошкодер: «В сентябре 2007 года в вашем доме установлены приборы учета тепловой энергии, которые учитывают фактическое поступление теплоэнергии в дом. Параметры теплоносителей по теплотрассе соответствуют норме. Поэтому МП «Стругокрасненские тепловые сети» взимает плату за фактическое поступление теплоэнергии в дом». 


Татьяна Александровна куда только не обращалась: и в МП «ЖКХ», и в прокуратуру, и в администрацию района. Прокурорская проверка установила факт несоблюдения температурного режима и внесла представление на имя директора МП «ЖКХ» об устранении нарушений. Однако в ЖКХ отделались от Татьяны Александровны очередной отпиской: дескать, ремонт системы отопления требует больших затрат, а денег таких у нас, извините, нет. 


Утепляйте стены и полы 


По закону, следить за качеством теплоснабжения обязаны сами жильцы, и если оно ниже допустимого порога, уведомлять об этом обслуживающую организацию и требовать перерасчета. В домоуправлении Татьяне Александровне и ее соседям посоветовали... повесить в квартирах термометры. Жильцы не знали,   что делать – смеяться или плакать. Ведь чтобы снять с термометров верные показания, надо не топить зимой печки. 


– Мы в курсе проблемы, – прокомментировал «Псковской правде» ситуацию директор МП «ЖКХ» Олег Иванников. – Сейчас приглашаем специалистов-теплотехников из Пскова для технической оценки состояния дома. В зависимости от того, какое вынесут решение псковские эксперты, администрация, возможно, будет планировать проведение ремонтных работ. 


Татьяна Александровна припомнила, что несколько лет назад к ним в дом уже приходила комиссия. 


– Нам посоветовали тогда утеплить полы и стены, – говорит она. – Якобы, батареи потому и не греют, что полы и стены холодные... 


Сейчас Татьяна Александровна просто в отчаянии. Она неоднократно обращалась с просьбой о перерасчете стоимости коммунальных услуг и даже просила совсем убрать батареи из квартиры. 


– Вполне возможно, эту систему отопления отремонтировать вообще нельзя. Но сделайте хоть что-нибудь! Я не буду платить за услугу, которой не получаю. Это просто грабеж! –  просит она. 


Мы все-таки надеемся, что этот крик о помощи будет услышан. «Псковская правда» обещает следить за развитием событий. 


P.S.: Мы связались с главой Стругокрасненского района Александром Волковым. 


– Беру ситуацию под свой личный контроль, – пообещал Александр Анатольевич, – до начала следующего отопительного сезона общими усилиями мы этот вопрос обязательно решим. Обещаю: без отопления Татьяна Александровна не останется! 


  


Наталья Баранова 


Псковская правда