У семи нянек – наркотик без глазу

Уже в 1998 году по данным детского нарколога Петербурга Владимира Ревзина, был отмечен лавинообразный рост употребления наркотиков среди женщин и детей. По утверждению нынешнего председателя МВК – Анны Марковой: «Активная деятельность комиссии началась с января 2001 года». Чем занималась МВК до этого, видимо, останется тайной для обывателя. Напрашивается предположение, что свою работу комиссия активизировала только тогда, когда оставалось 11 месяцев до окончания первой городской программы профилактики наркозависимости в Петербурге, дабы проконтролировать выделенные средства.
Второе предположение не столь очевидное, но тоже укладывающееся в одну цепочку с первым связано с тем, что в 2000 году на Совете Безопасности при Комитете по безопасности Государственной Думы открыто было заявлено, что наркомания угрожает безопасности страны. На слушаниях был выработан ряд рекомендаций, в частности было высказано мнение, что проблему необходимо решать с привлечением общественных организаций и СМИ – как институтов формирующих общественное мнение.
Однако до полной консолидации сил и действительной скоординированности действий в Петербурге еще далеко. Это особенно ярко проявилось при проведении международной научно-практической конференции «Государственная политика и общественные инициативы в области противодействия наркомании и наркобизнесу», проходившей в городе 24 июня. Что там было международного, автор не выяснил до сих пор. Цель проведения также осталась не ясной, хотя бы потому, что после общего заседания все участники разбрелись по отдельным круглым столам, где представители государственных и силовых структур обсуждали проблему отдельно, а общественные организации – отдельно. Складывается впечатление, что данное мероприятие было проведено формально и только потому, что в июле в столице планируется всероссийский съезд антинаркотических сил.
Однако, как уже было сказано выше, все заинтересованные в борьбе с наркоманией структуры, разобщены настолько, что зачастую не могут найти общего языка между собой, что никак не способствует решению проблемы общими усилиями. Яркий пример – выступление на конференции заместителя начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по научной работе, полковника, доктора юридических наук профессора Виктора Очередько. Его доклад был посвящен экономическому аспекту проблемы распространения наркотиков. Это новый поворот в старой теме, не исследованный не только в России, но и мире. Общая емкость наркорынка составляет 400 млрд. долларов – это 8% от общемировых доходов. Виктор Очередько справедливо считает, что в такой ситуации любые методы борьбы бессмысленны, если деньгам не противопоставить деньги. Уже хотя бы потому, что для обрушения наркорынка надо уничтожить 75% всех употребляемых сегодня средств. По предварительным оценкам такая операция обойдется в 250 млрд. долларов. Ни одной стране мира такие затраты не под силу. По мнению полковника-юриста Очередко, в сложившейся ситуации есть только два выхода – либо создать наркотик не вызывающий привыкания, либо легализовать продажу легких наркотиков. Другие методы борьбы не приведут к сколько-нибудь эффективному результату.
С этим мнением в корне не согласны не только коллеги полковника, но и врачи. Сергей Белогуров – врач-нарколог Военно-Медицинской Академии – уверяет, что безопасный наркотик это миф, потому, что сама структура любого наркотика будет вызывать психологическое привыкание и зависимость. Уничтожение 75% существующих видов наркотиков также ни чего не даст, поскольку можно синтезировать новые. Легализация даже легких наркотиков в стране опять-таки не приведет к снижению уровня их потребления и никак не затормозит ухудшение демографической ситуации и снижение уровня генофонда страны.
Это только один, и, пожалуй, самый типичный пример взаимного непонимания и разного подхода к проблеме.
Попытки совместных действий администрации города (в лице МВК) и общественных организаций привели, мягко говоря, к странным результатам. Например, по данным вице-президента международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом и заместителя председателя МВК Альбина Савельева новая городская программа по борьбе с наркотиками воспринимается далеко не однозначно. На борьбу с зельем в 2003 году выделено 90 млн. рублей. Одним из пунктов программы значиться проведение мониторинга наркоситуации. По сведениям Альбина Савельева, тендер на проведение мониторинга и, соответственно 2,5 миллиона рублей выиграл ГУИН. А по информации Анны Марковой эти средства ГУИН получил на создание отделения по реабилитации наркозависимых обитателей СИЗО и ИК. В таком случае вопрос о том кто, как и на какие средства будет осуществлять мониторинг, повисает в воздухе. Как и вопрос о том осталась ли эта строка в программе вообще.
Другой пример – 11 миллионов рублей выделено Калининскому району на строительство реабилитационного центра. Смысла в затрачивании денег на строительство нового центра, при десятке уже действующих, также нуждающихся в финансировании и поддержке, не видит никто. Подобных примеров – масса.
Между тем, пока всевозможные структуры ищут пути и способы консолидации наркоманы, и их родственники зачастую оказываются в ситуации вакуума. Практика показывает, что семья, где проблема наркотиков возникла неожиданно, может долгое время мыкаться в поисках подходящей (по средствам, способам лечения, мерам убеждения, профилактики и т.д.) организации. Это при том, притом, что в городе их существует более двух десятков. Единого информационного центра с перечнем услуг не создано до сих пор. Разовая попытка выпустить справочник специальных организаций: коммерческих, общественных, государственных была предпринята обществом «Азария: матери против наркотиков». Первый справочник вышел в 1998 году, через два года он был переиздан. Однако распространялся он по большей части среди таких же общественных организаций, комитетов, отделений некрологических диспансеров, центров и т.д. и т.п.
Одним из работающих и действительно комплексных механизмов противодействия наркомании являются сегодня, пожалуй, телефоны доверия.
<z>Справка: По данным Петербургского представительства международной организации PSI, на телефоны доверия для наркоманов, поступает от 30 до 100 звонков в день. В год это от 4 до 10 тысяч. Практически половину составляют сами наркоманы (только 13% интересуются средствами и способами, избавления от пагубного пристрастия), 30% – составляют родители, оставшаяся часть приходится на друзей, знакомых, сочувствующих. 60-70% звонят, когда находятся уже в критической ситуации, у 11% отмечаются суицидные мысли.17% абонентов интересуются как вести себя в семье с наркоманом, 11% – методами проверки обнаружения наркозависиимости.</z>
К слову сказать, PSI в международный день борьбы с наркоманией собрал собственный круглый стол, отдельно от конференции в институте МВД. И участники там были другие. В ходе мероприятия выяснилось, что городе не меньше 10 организаций, имеющих не только телефон доверия и кризисную службу, но и сотрудничающую с лечебными и реабилитационными центрами. Получается, что в городе с разницей в два дня, проходят два мероприятия, затрагивающие одну и ту же проблему с разным составом участников, не желающих ничего знать друг о друге. О какой-либо эффективной консолидации сил и ресурсов в такой ситуации говорить не приходиться. Между тем, борьба с наркоманией может пойти по карательно-силовому пути, без учета необходимости формирования в обществе определенного отношения к этой проблеме. Пока все остальные заинтересованные стороны ищут общий язык, силовики создали свой межведомственный координационный совет, куда вошли представители государственного комитета по противодействию наркотикам, МВД, пограничники, таможенники. Направление работы силовых ведомств известно: выявление – пресечение – осуждение – срок.