Гусеница с инстинктом пылесоса

На деле паровозик (кстати, называющийся «Вселенная-2000») являлся экспонатом с выставки «Объекты», открывшейся 17 января в Строгановском дворце. Его автор – Татьяна Журкова – в России выставляется впервые (последние 13 лет художница провела в США).
Вообще чувства, возникающие после просмотра экспозиции, иначе как смешанными не назовешь. Вот, к примеру, табличка на стене: «Чехов был не единственным, кто понимал магическое значение цифры три». Правильно, кроме писателя, существует еще Татьяна Журкова, которая отлично разбирается в магии цифр. С той только разницей, что Чехов в результате своего понимания написал «Три сестры», а Татьяна создала работу, в которой три девушки со сросшимися телами (а-ля сиамские близнецы) выставляют головы из... кошелька. Просто дракон какой-то о трех головах. Как вы уже догадались, композиция именуется тоже «Три сестры».
Но вернемся к смешанным чувствам. От работ, представленных в первом зале, начинает рябить в глазах. Парча, бисер, фарфор, пластмасса, антикварные пуговицы и игральные кости – все сплетается в странный клубок, образуя причудливые экспонаты. Смотришь на всю эту пестроту – идеи кажутся свежими, скульптуры, пусть несколько искусственными, но, бесспорно, любопытными... Слабые стороны произведений не остаются незамеченными, но, несмотря на это, готов на одном дыхании произнести: «И все-таки красиво». Но... Чтобы сохранить это ощущение, зрителю ни в коем случае нельзя идти дальше – во второй и третий залы. Посмотрел то, что выставлено в первом, и остановился. «Человек-рыба в футляре», небольшая коллекция рыб и... Все. Достаточно. Дальше следует эксплуатация старых идей. Обилие мутантов с телами-конструкторами начинает раздражать. Часть экспонатов вызывает не самые радужные ассоциации (например, такие, как «Царь-краб» – существо с лицом куклы Чаки, облаченное в парчу и вырастившее себе 6 рук). А излишняя любовь автора к гусеницам так попросту удивляет. Действительно, что за ерунда: у «Богини любви» тело гусеницы, «Генетический код» – гусеничноподобный, а о «Гусенице на сносях» и говорить не приходится.
Любопытная деталь – проект, представленный в Строгановском дворце, изначально носил название «Движущиеся объекты». Потом слово «Движущиеся» с афиш пропало. И хотя фигурки теоретически способны к движению, на выставке они пребывают в статичном состоянии. Может, оно и к лучшему. Вообразите себе человека-краба, который бы начал размахивать всеми своими шестью ручищами и наступать на зрителей, ухмыляясь улыбкой, уместной разве что в фильмах ужасов? А как вам «Гусеница с инстинктом пылесоса», которая на глазах у посетителей стала бы выполнять свои прямые «обязанности»? Пускай лучше все остается как есть. Чтобы после посещения выставки особо впечатлительным зрителям не снились кошмары...