Для Херста закон не писан

Выставка названа «От колыбели до могилы» и включает в себя наброски и идеи воплощенных впоследствии Херстом инсталляций. Впрочем, одну реальную «скульптуру» лидер «Молодых британских художников» Херст таки привез в Питер. Посередине зала стоит излюбленный Дэмиеном стеклянный куб, внутри которого оборудован эдакий типичный кабинет британца лет шестидесяти. На столе раскиданы газеты, старомодные очки, документы, вставная челюсть в стаканчике. На полу валяются игрушки-фетиши: машинки, черепашки. Ничего особенного, в общем. Если не считать того, что Херст давно принадлежит к тому художественному пантеону, о котором плохо не говорят в принципе. Радоваться нужно, что хотя бы рисунки дал посмотреть!
Что на рисунках? Разные неприятности: крупные дохлые расчлененные животные, акулы, мухи, бабочки, размещенные в стеклянных кубах. В оригинале все это «замариновано» в формальдегиде. На Херста пашут наемные работники, а сам маэстро только руководит трудоемким процессом. Кстати, одна из его работ недавно улетела на Марс, чтобы «Галактике» было ясно, что такое искусство землян. Представляете, что о нас могут подумать другие цивилизации!
Херст очень дорого стоит – в 1993 году циничная скульптура под названием «Бог» (ни больше ни меньше!) была продана за 188 500 фунтов, что до сих пор возвышается мировым рекордом по продажам современной скульптуры.
До последнего времени Дэмиен был излюбленной мишенью для бульварных газет и обществ защиты животных – нещадно пил, прилюдно раздевался и гробил зверюшек.
Дальше – хуже: весной этого года на площади Пикадилли была выставлена свеженькая инсталляция «I don’t speak German». Тони Блэр и Джордж Буш голышом, со вскрытыми грудными клетками, улыбаются публике из аквариумов с формальдегидом. Громкий был скандал… Все работы Херста можно смело объединить под общим девизом «memento more». Все живое, включая хрупкого человека, – всего лишь существа, командированные в этот мир на короткое время. Люди могут поедать животных, накалывать на булавки бабочек и ловить рыбу, но никто не освобождал их от рамок повседневности и финиша под названием «смерть». Дэмиен Херст по собственной инициативе взялся играть роль проповедника и исследователя: «Я только хотел выяснить, где же находятся границы. Но я обнаружил, что их нет. Я хотел бы быть остановленным, но никто меня не остановил».