Экология – «мазутная» девка?

Нити бункеровочных разборок, образно говоря, уходят на дно морское. Информация об этом не часто попадает на страницы газет. К примеру, мало кому известно, что вскоре после Нового года на местном рынке бункеровки произошли серьезные изменения. Всего в этой сфере действует около десяти известных фигурантов. Ведущими компаниями являются ЗАО «ББК», «Феникс», «Контур» и «Лукойл». Как стало известно корреспонденту «Версии в Питере», январь и февраль этого года ознаменовались массовым демпингом цен со стороны части крупных игроков. Дело в том, что стандартная закупочная цена топлива составляет около100 «зеленых» за тонну, продают его в пределах 120. По словам специалистов, ссылающихся на один из профессиональных бункеровочных сайтов в Интернете, ОАО «Феникс Холдинг» совершенно осознанно занизил продажную цену и отдавал топливо, можно сказать, по дешевке – за 91 доллар и ниже, хотя в то же время в Таллин оно уходило от них же по 154 доллара. В принципе, на такой комбинации «Феникс» мало что потерял. Зато пострадал местный бюджет. Ну и, естественно, конкуренты, которые не смогли позволить себе роскошь – играть по правилам «Феникса», и в результате были откинуты сразу на несколько позиций в профессиональной иерархии.
Подобная ситуация лишь один из масляных мазков на бизнес-картине Финского залива. Основным же инструментом для уничтожения конкурента, похоже, становится Госпожа Экология. Главное – знать, на какую из кнопочек следует нажимать в этой уже забюрократизированной системе.
К примеру, «Версия в Питере», впрочем, как и многие издания в прошлом году, обращалась к теме аварии на бункеровщике «Гага», тогда принадлежавшем компании «Орлан-Эко». СМИ наперебой твердили об экологической катастрофе, тысячах тоннах попавшего в воду топлива. Ну, поговорили по горячим следам и забыли. Тем более что никакой обещанной экологической катастрофы весной не произошло. Однако нашлись те, кто опять начал поминать старое. Вероятно, есть в этом пристальном внимании некий подтекст, который, как правило, сводится к банальному противостоянию нескольких хозяйствующих субъектов. А попросту – борьбе за сферы влияния. Можно предположить, что так оно и есть. Тем более не секрет, что покупается в нашем бюрократическом государстве все – от экспертизы до необходимых законов.
Если же вспомнить историю с «Гагой», то когда затихла откровенная травля, выяснилось, что на судне был устроен взрыв. И, понятно, здесь уже не до стенаний о целенаправленном экологическом вредительстве, а наоборот, владельцы судна в действительности оказываются такими же потерпевшими, как и та самая Госпожа Экология. Парадокс, но, несмотря на понесенный ущерб, им пришлось даже заплатить штраф. За вычетом средств, израсходованных на ликвидацию последствий теракта. Мало кто знает, что после подъема «Гаги» со дна и смены его хозяев (компания «Орлан» перешла в собственность ОАО «Контур СПб»), бункеровщик восстановлен в полном объеме и трудится на акватории. Кстати, еще в момент аварии команда предприняла все усилия, чтобы с борта был полностью снят груз: мазут в количестве 876 тонн, 200 тонн дизельного топлива. Экстренная разгрузка бункеровщика подтверждена соответствующими актами, которые полностью опровергают сенсационную шумиху об экологической катастрофе и гигантском объеме пролитых в акваторию нефтепродуктов.
Специалисты утверждают, что «страшилки» для горожан чаще всего далеки от реальности. К примеру, один из крупнейших мировых портов Роттердам за 2002 год перевалил 190 миллионов тонн нефтепродуктов, а все бункеровщики в Питере способны справиться ежегодно лишь с четырьмя с половиной миллионами тонн. При этом в Роттердаме зафиксировано более 420 крупных нефтеразливов за год, а у нас каждый случай попадания топлива в воду расценивается как ЧП. В среднем таких происшествий в Петербурге происходит около сорока. Кстати, этот показатель имеет тенденцию к снижению. Мало того, бункеровщики теперь сами становятся и «чистильщиками». К примеру, ООО «Контур СПб» является владельцем танкера-мусоросборщика «Смольный», единственного подобного в регионе. Он способен ликвидировать тяжелые нефтеразливы второго уровня. Ежемесячное содержание танкера обходится в 70 тысяч долларов.
Взамен «Смольный» подвергается постоянным проверкам, а сама компания, так как теперь все «долги» «Гаги» достались им, безосновательным нападкам СМИ. Не так давно на одну из ведущих городских газет в арбитражный суд города и области было подано исковое заявление о защите чести и достоинства. Истцы – ЗАО «Орлан-Эко» и ООО «Контур СПб».
Апофеозом противостояния стали жалобы на «Контур СПб» некого Общества защиты законных прав граждан. Запросы от него идут в самые разные инстанции. Но возникает вопрос: насколько они обоснованны? При внимательном прочтении нескольких почти одинаковых документов в самые различные инстанции складывается впечатление, что данное Общество очень энергично отстаивает чьи-то интересы. К примеру, известная деловая газета накануне новогодних праздников сделала обзор бункеровочной деятельности в порту Санкт-Петербурга. Зная методы работы «фениксовских» пиарщиков, странно удивляться тому, что на страницах авторитетного издания появились почему-то только интервью с директором ОАО «ЭКО Феникс Холдинг», господином Патлай, директором ООО «Невский мазут» и уважаемым председателем общества господином Агафоновым. Ведь ОАО «ЭКО ФениксХолдинг» и ООО «Невский мазут» являются прямыми конкурентам ООО «КонтурСПб» на бункеровочном рынке. После этого резонно возникает вопрос: а так ли непредвзят в своих действиях господин Агафонов?
Согласитесь, выглядит странно, что человек, рьяно борющийся за чистоту наших вод, не замечает, как две компании, рядом с которыми стоит в газете его доброе имя, принимают нефтепродукты с необорудованных причалов Балтийского судостроительного и Канонерского судоремонтного заводов. А вот очевидцы утверждают, будто ежедневно едва дышащий на ладан «фениксовский» паром пересекает Неву с несколькими цистернами мазута для разгрузки на другом необорудованном причале, регулярно создавая аварийную ситуацию на главной водной артерии города.
Впрочем, технология создания «карманных» экологических защитников существует в Петербурге не первый год. Помнится, нечто подобное использовали в борьбе с Всеволожским заводом прокатных изделий колоритные предприниматели из тамбовского бизнес-сообщества. Как тогда, так и теперь общественники с громким названием утверждают, что занимаются «защитой прав граждан». Понятное дело, абсолютно бескорыстно и по зову сердца.
Но что же делать с гаденькой мыслью, которая не дает покоя: не стала ли Госпожа Экология беспутной девкой, готовой услужить «гражданам» с тугой мошной?