Чайную ложечку сахара дарит судьба на десерт…

Самой зрелищной, конечно же, была 24-часовая гонка. Она проходит уже в пятый раз, а два года назад Международный союз водно-моторного спорта (UIM) присвоил ей статус чемпионата мира. В нынешнем году организаторы гонки, в соответствии с правилами UIM, ужесточили технические требования к судам. Поэтому на сей раз в сверхмарафоне стартовали только 24 лодки против 39 в прошлом году, зато впервые сразу в 5 классах.
Естественно, подавляющее число экипажей было российскими, но и «мир» на чемпионате был представлен достаточно широко. Прежде всего, по две «чисто» латвийских и бельгийских команды, добавим к ним пилотов еще 5 стран – Армении, Великобритании, США, Украины и Эстонии, выходивших на трассу в составе смешанных экипажей.
Согласно регламенту, лодки классифицировались по своим размерам и рабочему объему двигателя (до 770, 1060, 1550, 2050 и 3150 см3 соответственно), причем в этом году на невской трассе дебютировал самый мощный класс, который представляли российский и два бельгийских «болида». В каждом классе лодок экипажи состояли из трех или четырех человек. Гонщики обязаны были передавать эстафету товарищам по команде после не более чем двухчасовой вахты, в этот момент могла происходить и дозаправка.
Перед гонкой состоялся красочный парад судов по рекам и каналам города. Ровно в 16 часов пилоты приняли старт. Первоначально погода гонщикам не улыбалась, им приходилось бороться с сильным ветром и волнами. Однако к вечеру – наладилась, и романтически настроенные зрители, оставшиеся насладиться красотами белой ночи, могли наблюдать поистине феерическую картину: проносящиеся с ревом болиды на фоне силуэтов великолепных дворцов, разведенных мостов и проходящих по Неве караванов судов.
«Ваш город – просто фантастика! Я боялся засмотреться и пропустить поворот перед Троицким мостом», – пошутил американский пилот Боб Уортингер, один из самых титулованных участников гонки. 114 раз устанавливал он национальные и мировые рекорды, среди которых абсолютный рекорд скорости – 284 км/час на лодке с подвесным мотором – не побит с 1989 года. А вот титул чемпиона мира 59-летнему гонщику до сих пор в руки не давался, и впервые он завоевал его здесь, первым финишировав в самом престижном 5-м классе на лодке «ПТК-Меркурий». Попутно Боб с товарищами по российско-американскому экипажу, возглавляемому чемпионом мира Андреем Берницыным, установил еще один рекорд, на сей раз трассы – впервые лодка за сутки прошла свыше 2000 километров, сделав 841 «оборот» вокруг Заячьего острова, чем превысила прошлогоднее достижение на 166 кругов.
К другим же зарубежным гостям невская вода была менее благосклонна. На шестом часу гонки не вынес ее напряжения японский мотор у команды «Latvija-I», лидировавшей в IV классе. Еще быстрее отказала техника у бельгийской команды «Jumping Jack». Впрочем, сошли с трассы и три российских экипажа. И этот результат (20% «потерь») следует признать еще хорошим – скажем, в прошлом году из 39 команд до финиша не дошло 11…
А на десерт – сюрприз иного рода, который едва не получила ставшая чемпионом мира во II классе команда «Дядя Коля», представляющая фирму-производителя моторных лодок, которую возглавляет вице-президент федерации водно-моторного спорта Санкт-Петербурга Николай Мнев. Незадолго до финиша, когда лидерство «Дяди Коли» выглядело подавляющим, – ближайшие преследователи отставали почти на 200 кругов, – мотор лодки неожиданно «зачихал». Оказалось, в канистре, из которой залили бензин в бак на последнем пит-стопе, оказался… сахар! Происки конкурентов? Лишь благодаря энергичным действиям по промывке топливной системы временные потери были сведены к минимуму, и лодке удалось не только финишировать, но и сохранить отрыв. Водномоторники со стажем были поражены. По словам президента петербургской федерации водно-моторного спорта Алексея Ишутина, на его памяти такого еще не случалось. Вообще, в технических видах спорта заниматься «вредительством» как-то не принято – все ходят под одним богом. Хочется верить, что эта порочная практика не получит распространения. Тем не менее на прошедшей неделей позже 6-часовой гонке за своими канистрами с бензином команды следили внимательно…
Стартовые протоколы этих соревнований выглядели поскромнее. Главным образом из-за того, что участники прошедшего неделей раньше чемпионата мира по 24-часовой гонки задержаться в нашем городе до нового старта не смогли. Многие команды, в том числе все зарубежные, покинули Санкт-Петербург. Число участников сократилось ровно на треть, и оставшиеся 16 экипажей были исключительно российскими. Европу представлял лишь «эстонец» Алексей Носков, выступавший, по иронии судьбы, за команду… «Юность России». Более того, во II и V классах судов спортивная интрига просто умерла – в них на старт вышло всего лишь по одной команде! Пройди всю трассу с соблюдением правил (в частности, со средней скоростью не ниже 50 км/час) – и чемпионская медаль в кармане, точнее – на шее.
А в заключении этой гонки вспомнился персонаж русской литературы, «заяц во хмелю». Соперники «Фаворита» в I классе, чемпионы мира из команды «Рослит-81», стали отмечать окончание соревнований слишком рано. В результате – у одного из членов экипажа положительная реакция на «допинг». Впрочем, в данном случае последовавшая дисквалификация имела чисто теоретическое значение, поскольку лодка из-за технической неисправности уже успела сойти с трассы…
В целом высокие гости из UIM выразили свое удовлетворение организацией как чемпионата мира, так и Европы и высказали уверенность, что гонки ждет блестящее будущее и широкое представительство спортсменов. В самом деле, где еще в мире есть такой же красивый водный стадион?
<z>Фото Станислава Елагина</z>