Семь воплощений Михаила Чехова

В рамках Международного театрального фестиваля стран СНГ и Балтии «Встречи в России», проходящего в стенах театра-фестиваля «Балтийский дом», 7 апреля состоялся показ спектакля «Ключи от магии» Рижского русского театра им. Михаила Чехова.

В основу спектакля положена пьеса российского драматурга Михаила Дурненкова, написанная специально по заказу театра и на деньги Министерства культуры Латвии. Ее постановку осуществила режиссёр МХТ Марина Брусникина в сотрудничестве со своими российскими коллегами — сценографом Николаем Симоновым и художницей по костюмам Юлией Ветровой. Спектакль «Ключи от магии» имеет для этого театра особое значение, поскольку он посвящен Михаилу Чехову, в честь которого назван театр. Уточним, что имя Михаила Чехова присвоено ему в момент переименования из Театра русской драмы в Рижский русский театр.
Дело в том, что великий русский актер два с половиной года жил и работал в Латвии -  в феврале 1932 года Михаила Чехова пригласили в Ригу, а в августе 1934-го он был вынужден ее покинуть. Известно, что из Риги он ездил в Сигулду, где открыл театральную студию, в которой вёл мастер-классы и в Каунас, где сотрудничал с Государственным театром. 
Суть спектакля «Ключи от магии» спектакля выразила его режиссёр Марина Брусникина, в преддверии первого показа спектакля в феврале 2018 года, сказавшая: «Вокруг личности Михаила Чехова сложилась целая мифология…  Очень трудно сделать документальный спектакль не для узкого круга знатоков, а для широкой публики, так как это должно быть зрелище, интересное всем».

Вот о том, насколько оно интересно и дали судить петербургской публике в ходе фестиваля «Встречи в России».  Семеро «учеников» Михаила Чехова со сцены пытаются донести до зрителей каким же был этот человек – великий актер, воспитанный Станиславским и сам воспитавший десятки учеников.
Представление начинается с восторженной встречи Михаила Чехова на Рижском вокзале в 1932 году, передает корреспондент «Конкретно.ру». Но затем зрителей уводят к его более ранней биографии - от Суворинского театра до первых шагов во МХАТ, в общих чертах рассказывая о разных периодах жизни и творчества знаменитого племянника Антона Павловича Чехова. Семь учеников поочередно произносят монологи от имени главного героя о его взаимоотношениях с К.С. Станиславским, Л.А. Сулержицким, Е.Б. Вахтанговым и другими театральными деятелями России и Европы. Многое решено в комичной манере с использованием подлинных приемов самого Михаила Чехова – тех же мячиков, его знаменитых жестов, но, когда речь заходит о раннем уходе его друзей из театрального мира, звучит нота настоящей трагедии. Не скрыты по ходу пьесы и болезненные состояния героя - перепады настроения и нервические припадки. 

Итак, 7 учеников – семь молодых актеров Рижского русского театра воплощают его внутренний голос, эмоции, цитируют как его собственные воспоминания и книги, так и мемуары о нем. Среди этих семи две девушки, одна из которых называет себя его «музой», а вторая довольно органично изображает нескольких женщин из жизни Михаила Чехова. Гротеск, импровизация, буффонада – вот основные краски первого действия спектакля. А хронологически дело доходит до его рижского периода, где в начале его так восторженно принимали, а конце второго года стали откровенно травить, из-за чего он был вынужден покинуть Латвию навсегда. Дальше были Европа, а в последние годы Америка – в спектакле эти периоды почти не отражены.
Второе действие разворачивается уже в интерактивном режиме – семь учеников выходят в зал и обращаются напрямую к публике. В том числе, вызывают желающих выйти на сцену и показать, что такое Совесть. Ну а конец, конечно грустноватый – дважды цитируется знаменитая фраза Михаила Чехова: «Я хочу вручить актерам ключ от театральной магии». Ключ-то он может быть и вручил, но магия самого гения, думается, так и осталась до конца неразгаданной.
В оставшиеcя до 12 апреля дни фестиваля в «Балтийском доме» можно посмотреть: «Ревизора» в исполнении актеров Русского драматического театра им. Достоевского (Казахстан), «Последний луч радуги» - Болгарского театра «Адриана Будеска», спектакль «Бег» Казанского театра им. Качалова. Театр «Сафат» из Баку покажет спектакль «В поисках смысла», Брестский театр – постановку пьесы «Невольницы» и коллектив Русского театра из Еревана - спектакль «Гроза».