Ключевой вопрос - как читать Ахматову?

Трехдневная Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой, проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.

«ПроЧтение Ахматовой» - так обозначена ее общая тема, которую было решено разбить на несколько «круглых столов». В ее рамках 23 июня в Белом зале Шереметевского дворца был проведен круглый стол «Актуальный взгляд профессионального читателя», который вели заместитель главного редактора журнала «Знамя», известнейший литературный критик Наталья Иванова, и доктор филологических наук Олег Лекманов. Для участия в его работе были приглашены ученые-гуманитарии – филологи, литературоведы, культурологи, историки, социологи из разных стран.
Вступительное слово произнесла директор музея Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, а первым выступил польский писатель, литературовед, блестящий литературный критик Адам Поморский, который, отвечая на ключевой вопрос обсуждения - справедливо ли утверждение, что Ахматову нужно читать с конца, сказал: «Необходимо начинать знакомиться с ее творчеством с последних произведений, то есть с «Поэмы без героя», иначе есть вероятность загнать ее в рамки альбомной лирики».
Роман Тименчик – многолетний исследователь творчества поэта, поддержав в целом названную мысль, остановился все же на ее раннем стихотворении «Цыганенок…», по его мнению, имеющему значительные биографические корни, при анализе которого он сделал очень неожиданные выводы, несколько шокировавшие собравшихся.

Неутешительные результаты дал опрос, проведенный Марией Черняк, профессором Педуниверситета им. Герцена, среди студентов 4-5 курсов филфака, которые, к сожалению, показали крайне слабое знание текстов Ахматовой. Ее вывод: в восприятии творчества поэта сказываются штампы ЕГЭ и тотальное превращение имени Ахматовой в популярный бренд.
Интересные текстологические исследования провели Андрей Арьев – соредактор журнала «Звезда», остановившийся на поэме «Энума Элиш, и тут же получивший приглашение напечатать свои выводы в журнале «Знамя», и поэт Сергей Стратановский, который привел свои умозаключения о главной теме «Поэмы без героя», которая, как он считает, касается этики, в частности проблемы невольного греха и зла.
Очень порадовали собравшихся зарубежные исследователи творчества Ахматовой, говорившие о значительной востребованности ее творчества в их странах. Как рассказала Пирио Аалтонен из Финляндии, у них Ахматову переводили множество раз и на их литературных сайтах ее имя в числе самых известных финской читающей аудитории имен. Та же ситуация в Италии. Марко Саббатини из Пизанского университета привел данные о том, что за 30 лет публикаций стихотворений в Миланском журнале о поэзии первым было названо имя Ахматовой и ее «Реквием». Он назвал ее «поэтом молитвы» и тоже считает, что знакомиться с ее творчеством надо, начиная с ее последних произведений.
Очень глубокие исследования о восприятии творчества Ахматовой провела литературовед из Словении Нежа Зайц, написавшая о поэте большую книгу. Ее выступление было насыщенным и вызвало большой интерес у присутствующих на данном круглом столе. Много переводят и серьезно читают Ахматову в Литве. Алена-София Ивинская и профессор Галина Михайлова из Вильнюсского университета привели подробную библиографию переводов стихов поэта на литовский язык и публикаций биографического плана.
Второй круглый стол прошел в этот же день в Белом зале под названием «Ахматова и творческая практика сегодня». Очень интересным было выступление Ирины Сандомирской о лакунах в творчестве Ахматовой, много говорили о ее историзме. Небольшая полемика возникла при ответах на вопросы как читать Ахматову – начиная с ее зрелых стихов или все же хронологически, начиная с ее раннего творчества. Каждый приводил свои доводы, но главное, что ее стихи актуальны и сегодня, их читают не только в России, но и за рубежом, передает корреспондент «Конкретно.ру».
Сегодня, 24 июня, во второй половине дня в Фонтанном Доме проходит еще один круглый стол - «Музей Поэта сегодня», посвященный 30-летию самого музея Ахматовой, который был открыт в ее сотый День рождения - 23 июня 1989 года. Немало участников сегодняшнего торжества присутствовали и на том юбилейном праздновании. На сей раз гостей ждут представление проекта «Настоящий двадцатый век» (фотоверсия) и презентация музейного издания «В том доме было…».
А 25 июня уже в стенах Российской национальной библиотеки состоятся Ахматовские чтения. Среди выступающих – представители как отечественной филологической школы, так и зарубежные исследователи-слависты. В Отделе рукописей РНБ откроется выставка «Почта Ахматовой», где будут представлены малоизвестные материалы из фонда Ахматовой, хранящегося в РНБ.