11 ноября 1837 года состоялось открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска

Протяжённость дороги составляла 27 км, поездка заняла 35 минут.

 

184 года назад, 11 ноября (30 октября) 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много-много карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург − Царское Село".

Это была первая железная дорога общественного пользования в России, единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.

Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.

В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратный путь - 27 минут. По тем временам это казалось фантастическим достижением.

В 1837 году для первой в России железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было принято решение построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России — Витебский.

            В настоящее время вокзал продолжает выполнять возложенные на него функции. Ежегодно от его перронов отправляются в путь более 4 тыс. поездов дальнего и  пригородного сообщения с пассажиропотоком до 18 млн. человек. А за безопасностью пассажиров и соблюдением общественного порядка пристально следят сотрудники Санкт-Петербург – Витебского линейного отдела МВД России на транспорте.