Праздник возрожденной красоты в Белом зале Шереметевского дворца

В Шереметевском дворце после трехлетней реставрации открылся Белый зал, который восстановлен в своем первозданном виде: наборный паркет, позолота на рамах зеркал, воссоздана также живопись на пилястрах и стенах. И уже состоялся первый концерт в обновленном зале.

 

Это парадное помещение было задумано в 1798 году архитектором Джакомо Кваренги для свадебного торжества графа Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, примадонны крепостного графского театра, а затем графини Шереметевой. Но достроено оно было лишь в 1840-х годах архитектором Иеронимом Корсини. Здесь проходили балы, театрализованные представления, симфонические собрания, пел хор графа Шереметева, выступал Великорусский оркестр Василия Андреева. В XXI веке Белый зал, который славился своими акустическими достоинствами, стал концертной площадкой Музея музыки – филиала Санкт-Петербургского музея театрального и  музыкального искусства Санкт-Петербурга.

На торжественном открытии Белого зала после реставрации его директор Наталья Метелица напомнила, что в 1990 году им было передано здание Шереметевского дворца почти в руинированном состоянии. Полы Белого зала были застелены ковролином, так как под этим залом во времена размещения во дворце института Арктики и Антарктики был  ледовый бассейн, а в самом  Белом зале - актовый зал, где простенки из искусственного мрамора между зеркалами были закрашены масляной краской.  

До 1929 года судьба дворца складывалась не так драматично – в нем размещался Музей дворянского быта. После этого коллекция его была разбросана по другим музеям. К 1992 году встала необходимость достойно разместить уникальную коллекцию старинных музыкальных инструментов, основу которой создал Александр III, в нее входили скрипки Страдивари, Гварнери и другие редчайше инструменты.


 В 1993-1994 годах во дворце начались первые реставрационные работы и постепенно в нем открывались залы для хранения музыкальных инструментов. К 1999 году Белый зал был в сложном состоянии: немного сохранился потолок, искусственный мрамор был очищен и здесь стали проходить первые концерты.

К этому времени шла настоящая реставрация парадных помещений дворца и к 2019 году дошла очередь глубокой реставрации и до этого зала компанией «Возрождение».

Как эксклюзивно рассказала корреспонденту «Конкретно. ру» Мария Степанова, специалист по обеспечению объектов культурного наследия, те участки, которые хорошо держатся, реставраторы решили не трогать. Основой для последней реставрации послужила акварель, которая хранится  в Эрмитаже, и  две фотографии, где хорошо видна живописная отделка зала. Сейчас можно увидеть следы фрагментов прежней живописи и по ним была воссоздана живописная отделка второго яруса.

По ее словам, красный цвет живописной отделки - очень нарядный акцент, появился здесь в 1846-1849 годах,  когда тогдашняя хозяйка дворца Анна Шереметева пригласила        Корсини, который выполнил ее пожелание о живописной отделке Белого зала.

Более подробно гостям предстоящего концерта о ходе реставрации рассказал главный реставратор Петр Щедрин, который уточнил, что скрытые вещи, которые прячутся под поздними наслоениями, надо вскрывать и показывать. Все связано с сохранением не только внешнего облика. «За три года было сделано очень много: полы разбирались, так как влага от бассейна сказалась на балках перекрытий, – уточнил он. - Основание поменяли полностью. Реставрация пола была масштабной, вкрапления красного дерева давались сложно. Была также утрачена роспись на искусственном мраморе в ходе работ в 1930-х годах. Живопись тогда была уничтожена полностью, сейчас воссоздан рисунок на искусственном мраморе – это редкая роспись.  На потолке оставлены участки расчистки первоначального живописного рисунка середины 19 века».


 По карнизу идут маленькие светильники - они свинцовые и за ними белые изоляторы также сохранились. «За три года мы смогли более досконально подойти к реставрации и довести до логического завершения эти работы» – сказал он в завершение своего выступления.

31-й концертный сезон был открыт в сверкающем как подвенечное платье невесты Белом зале выступлением маэстро Михаила Голикова  - художественного руководителя и главного дирижера Международного симфонического оркестра «Таврический». В концерте также принял участие Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия» под руководством Павла Андреева.

Открыла выступление музыкантов увертюра к опере «Олимпиада» Антонио Вивальди. А дальше зазвучали уникальные инструменты из собрания Музея музыки. Великолепно звучала скрипка Франческо Страдивари, сына своего великого отца, в руках солиста Антона Стародубцева, исполнившего вместе с оркестром Концерт Себастьяна Баха соль-минор. Как рассказал специалист Музея музыки, 125 лет назад эта скрипка семнадцатого века попала в коллекцию и звучит инструмент до сих пор великолепно.

 Скрипка Михаила Глинки (1766 г.) пела в руках Юлии Лурье. Всех гостей также до глубины души поразило исполнение мотета «Аве Мария» Джулиано Каччини Александром Приходченко на уникальном инструменте – саксгорне Александра 111, на котором император когда-то музицировал в дуэте с женой, исполнявшей партию фортепиано.

Очаровали всех сольные партии на арфе Ольги Резетдиновой, которые прозвучали в ходе исполнения 1-й части концерта Вольфганга Моцарта для флейты и арфы с оркестром, а также Интродукция Мориса Равеля.

Прекрасно звучали и «Венецианская» симфония Антонио Сальери, и даже необычная интерпретация мелодий «Битлз» Питером Брейнером для скрипки с оркестром.

 Таким образом, гостям вечера представилась редкая возможность услышать как звучат шедевры музыкальной коллекции – личный саксгорн императора Александра III, скрипка композитора Михаила Глинки, скрипка Ф. Страдивари, принадлежавшая некогда композитору Алексею Львову, в стенах обновленного Белого зала Шереметевского дворца. И теперь надо следить за афишей – не за горами и другие концерты в этом прекрасном зале, возвращенном в строй музыкальных площадок Санкт-Петербурга.