Зайчики и снежинки: как и почему дети выбирают новогодние костюмы

Что такое детский костюмированный утренник – продолжение средневековых традиций масленичного карнавала и святочного ряжения, или просто веселый новогодний праздник? О том, каковы причины выбора наряда и чему учатся дети, примеряя роли сказочных персонажей, рассказывает в своей работе «Детские новогодние карнавалы» доцент СПбГУ Инна Веселова.

 

Значение карнавализации в нашей стране крайне велико, утверждает исследователь. Каждому, кто прошел через систему образования в СССР или постсоветской России, волей-неволей приходилось участвовать в коллективных костюмированных представлениях. При этом самым ярким переживанием всего праздника для большинства участников остается именно костюм. По данным, собранным в ходе исследования, Инна Веселова составила реестр новогодних костюмов советской и постсоветской елки. Всего была обработана 291 фотография (или упоминание) новогоднего костюма — 170 девочек и 121 мальчик.

Прежде всего, автор исследования отметила, что современные костюмированные праздники значительно отличаются от традиционного народного ряжения. Его участники всегда стремились стать неузнаваемыми, а для этого эффективнее всего было сменить возрастную и гендерную роль. Сегодня же дети используют такой прием крайне редко – Инна Веселова выявила всего один случай переодевания девочки в старуху, и три случая переодевания в костюм героя другого пола. Это свидетельствует о том, что карнавальные роли соответствуют гендерным сценариям, и можно предположить, что именно их освоение является одной из скрытых целей новогоднего маскарада.

Впрочем, есть и исключение – это универсальный костюм зайчика, абсолютный лидер обоих списков (этот наряд доводилось надевать 70-ти из 291-го респондента). Персонажа песенки «В лесу родилась елочка» можно встретить на утреннике и сейчас, но в советское время он был, бесспорно, самым популярным. Автор исследования отмечает, что «белый и пушистый» наряд стал не просто костюмом, а символом послушания и инфантильности – идеального образа ребенка по мнению взрослых. Что касается второго по популярности наряда (снежинки), он дает девочке возможность почувствовать себя олицетворением красоты и нежности.
Однако тематика новогоднего карнавала не ограничивается этими образами. Среди прочих костюмов можно выделить тематические группы: сказочные и литературные персонажи (Золушка, Белоснежка, Буратино, Карлсон), национальные костюмы (русские, индейские, цыганские), представители различных профессий (пилот, космонавт) и сословий (принцы и принцессы), образы животных (коты, лисички, мишки и пингвины) и растений (цветы, елка).

Любопытно, что «профессиональный» образ у девочек Инне Веселовой встретился лишь один – костюм хирурга, а вот в мальчишеских нарядах его можно найти часто (космонавт, пилот, моряк, и близкие к ним военно-героические персонажи: гусары, мушкетеры, рыцари, богатыри). Гендерная асимметрия проявляется и в том, что персонажи мальчиков не выстраиваются иерархически: например, медведь, может быть, и «главнее» зайца, но мушкетер и индеец, скорее, равны. Зато костюмы девочек часто подразумевают превосходство: сословное (королева), физическое (красавица) или окказиональное (Снегурочка на утреннике – персонаж более важный, чем снежинка).