Обратная сторона бизнеса: рыба, такси и свалки

«Теневой» сектор на Северо-Западе бьёт рекорды: в 2016 году в субъектах СЗФО было обналичено более 51 миллиарда рублей – на 60 процентов больше, чем в позапрошлом. «Конкретно.ру» изучил региональную специфику, определив в каждом лидирующую «серую» отрасль.

Доле нелегального бизнеса на Северо-Западе отводят львиную 50 % часть. Всего за 2016 год в СЗФО выявлено почти 9 тысяч преступлений, причинивших ущерб государству более чем на 12 млрд рублей. Об этом заговорил в 2017 году полпред президента по СЗФО Николай Цуканов. По его словам, наиболее прибыльны в теневом бизнесе производство и продажа алкогольной продукции. Высока криминализация лесной и рыбопромышленной отраслей, рынка пассажирских перевозок. В отношении последнего пункта чиновники признали: в некоторых городах вовсе нет ни одной таксомоторной компании, предоставляющей легальные услуги.

Республика Карелия

В рейтинге нелегальных промыслов в Карелии лидирует незаконная добыча песка и щебня. Разграбление региона достигает огромных масштабов: роют карьеры повсеместно.

Например, в 2014 году в районе деревне Лумбуши Медвежьегорского района проходил ремонт федеральной трассы «Вологда – Медвежьегорск». Местные жители сообщали о добыче песка на окраине поселка. Как выяснил онлайн-журнал «Черника», по официальным документам никакого карьера там не должно было быть. Строители даже умудрились устроить несанкционированную свалку, засыпав в образовавшиеся огромные ямы строительный мусор: старый асфальт и поребрик.

В обход закона добывали песок и на окраине поселка Хелюля, где журналисты обнаружили вырытые ямы площадью около гектара и глубиной 30 метров. Официально этой разработки так же существовать не должно. Региональная власть существование проблемы признает, однако остановить нелегальные самосвалы пока не получается.

Псковская область

Хит-парад незаконного промысла в Псковской области твердо занимает вырубка леса. К «чёрным» лесорубам там относятся с особой «любовью» и вниманием.

За 2016 год в области было выявлено более 100 случаев незаконных рубок леса и возбуждено 51 уголовное дело. Впрочем, ответственность понесли лишь 18 «чёрных» лесорубов. При ущербе более 5 тысячи рублей законом предусматривается уголовная ответственность.

Вологодская область

Согласно официальной статистике, Вологодская область – лидер по выявленным фактам незаконной охоты на Северо-Западе. Проблема борьбы с браконьерством в региональном правительстве стоит на первом месте.

Деятельность браконьеров обширна – от ловли рыбы до охоты на лосей, кабана и медведя. Местные власти измеряют ущерб миллионами рублей. При этом нарушителей не останавливают высокие штрафы – до 200 тысяч рублей.

Калининградская область

Янтарь – самая лакомая нелегальная добыча в Калиниграде. Борьба со старателями там продолжается с 90-х годов, и пока не ждёт окончания.

В среднем с одной ямы копатели имеют доход от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Копают не только лопатами, но и экскаваторами, нанося вред окружающей среде. При этом нарушителям, в случае их задержания, грозит административный штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

В 2014 году к административной ответственности за нелегальную добычу янтаря было привлечено более 1,2 тысячи человек, на третий квартал 2015 года – также чуть более 1 тысячи человек. Региональная власть заявляет о беспощадной борьбе с нарушителями, предлагая Госдуме ужесточить наказание. Но законопроект продолжает существовать в зачаточной форме на протяжении двух лет.

Республика Коми

Первые строчки информационных агентств в Коми занимает браконьерство. Незаконно там отстреливают оленей и вылавливают рыбу. Нередко истребляют животных, занесенных в Красную книгу. А надзорные органы ежегодно фиксируют нарушение правил охоты и рыболовства в особоохраняемых природных территориях.

Так, в заказнике «Удорский» за три года установлено более 50 случаев нелегального промысла. При этом опасности подвергаются не только дикие звери, но и сотрудники инспектирующих органов. В 2012 году на инспектора ГИМСа было совершено нападение со стороны нелегальных рыболовов.

Региональные власти пока обсуждают реализацию «дополнительных мер межведомственного взаимодействия по осуществлению контроля в области рыболовства и сохранению водных биоресурсов на территории Коми».

Мурманская область

Рыболовство в обход закона также находится в центре внимания правительства Мурманской области. Острее всего стоит проблема нелегального промысла рыбы, краба и икры.

На протяжении десятилетий пограничники и сотрудники правоохранительных органов регулярно останавливают фуры, гружённые ценным товаром. Неучтенные морепродукты, как правило, предназначаются для внешнего рынка. В некоторых случаях контрабанда перегружается с одного траулера на другой прямо в море и пересекает водную границу.

Впрочем, аналогичная продукция поступает и на столы российского потребителя. Так, в июне 2017 года сотрудники ФСБ России задержали две фуры, набитые коробками с замороженным крабом. Общая стоимость груза – 8 млн рублей.

Мурманские власти в основном заявляют о силовом способе борьбы с напастью, рекомендуя россиянам не приобретать морепродукты на рынках и киосках. По мнению чиновников, именно туда стекается фальсифицированный продукт, от которого возможно пищевое отравление.

Ненецкий автономный округ

Общественное внимание в регионе, находящимся за Полярным кругом, сосредоточено на несанкционированных свалках. Из-за низкой окупаемости мусороперерабатывающих заводов и транспортной недоступности, предприятия предпочитают сваливать горы мусора в отдалённых поселках.

Для борьбы с этой проблемой были составлены интерактивные карты незаконных объектов, на которых время от времени полыхает огонь. Пока удалось ликвидировать шесть из более 100 стихийных свалок.

Ленинградская область

Незаконные свалки также представляют основную головную боль в Ленинградской области. Официально в 47 регионе зарегистрировано больше 2 тысяч незаконных свалок, из которых ликвидировано около 900.

Мусор, как установили местные журналисты, везут как из области, так и из Санкт-Петербурга. Власть проблему признает, соглашаясь, что процесс утилизации отходов «неконтролируемый и криминализируемый».

По неофициальной информации, за один кубометр нелегальные мусоровозы берут около 50 рублей. Общий доход для «теневой» компании с одной машины может составлять десятки тысяч рублей.

Новгородская область

Нелегальная торговля на улицах Великого Новгорода не сильно занимает умы чиновников. В основном, там ловят пенсионеров и гастарбайтеров, торгующих сельхозпродукцией с ящиков, коробок и ведер. Ни о каком демонтаже незаконных павильонов или ларьков у госслужащих речи не заходит – не до этого. За 2016 год, к примеру, за стихийную торговлю было составлено всего 42 протокола.

Свои основные силы правоохранительные органы бросают на борьбу с нелегальными такси. Новости пестрят очередными задержаниями частных перевозчиков, у которых отсутствует разрешение на предпринимательскую деятельность. Штраф для нарушителей там измеряется от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.

Архангельская область

Свою борьбу с нелегальными таксомоторами ведут в Архангельской области. Там даже начали изымать средства передвижения у серых перевозчиков. В апреле 2017 года таксист-нарушитель лишился автомобиля на два месяца из-за отсутствия у него «путевого листа с отметкой о прохождении технического контроля транспортного средства и предрейсового медицинского контроля». Всего с начала года в регионе выявлено 150 таксистов-нелегалов.

Однако более серьёзную проблему представляет незаконная вырубка леса. Основной очаг в этом году зафиксировали в Вельском лесничестве – там спиленные деревья обнаружили активисты регионального отделения ОНФ. В своем комментарии местным СМИ они рассказали, что идентифицировали компанию-нарушителя. «Всем известно, кто пилит лес, – это одна из агрофирм», – бесстрашно заявили активисты.

Санкт-Петербург

Основным нелегальным промыслом в Cеверной столице стала несанкционированная торговля. В течение нескольких лет Смольный безуспешно пытается найти спасительный рецепт против незаконных торговцев. Однако ни продолжающаяся реформа органов исполнительной власти, ни объявленная в 2015 году война торговцам-нелегалам, до сих не принесли ощутимых результатов.

По мнению представителей деловой общественности, к 2017 году оборот несанкционированной торговли в Санкт-Петербурге сравнялся с финансовыми показателями торговли законной. Число торговых объектов, ведущих свою деятельность вне закона, как утверждается в открытых источниках, достигло 5000.

 

               Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото www.webfishing.ru