Как живет родная река?

«Кафе, здесь? Вы что, еб…тые?» В поисках туристической инфраструктуры корреспонденты «Конкретно.ру» доехали до крайней деревни Ленинградской области, а нашли закрытую библиотеку, старинную церковь и замечательных людей.

 Деревня Гимрека на границе с Карелией во многих путеводителях обозначена как традиционное место поселения северных вепсов.

«Конечно, здесь жили вепсы. Но сейчас, наверное, уже и язык-то мало кто помнит. За этнографией вам лучше ехать в Каскесручей или Шелтозеро – там вам и музей, и атмосфера», – рассказали журналистам молодые жители деревни.

Атмосфера атмосферой, но все же в Гимреке сохранилось несколько традиционных вепсских домов с белыми резными наличниками. Старейшему из них – больше ста лет.

Подробнее расспросить о судьбах малых народностей, которых в деревне осталось немного, нам не удалось – местная библиотека оказалась закрыта. Как выяснилось – уже полтора года.

«Книги туда даже из Питера привозили, и здесь по дворам собирали. А потом пришлось всё назад раздать», – вздыхают местные.

Библиотека и сельский клуб были культурными центрами сразу для нескольких деревень: здесь праздновали, здесь же обсуждали насущные вопросы поселений. Засов на клубе смотрится ещё внушительнее, чем на библиотеке, хотя он и работает. Но всё-таки масштаб уже не тот – рассказывают пожилые люди – теперь много праздников вообще не вспоминают, а вспоминая, не отмечают.


На добыче диабаза

Само название «Гимрека» – вепсское. По словам исследователя Александра Моисеева, «хийм» (т.е. «гим») по-вепсски означает родной. Буквально это переводится как «родная река», хотя речка протекает немного севернее деревни.

Вот, что рассказывает о вепсах другой исследователь финно-угорской культуры Анатолий Петухов:

«В давние времена, стремясь сохранить свою независимость и уберечься от набегов воинственных новгородских дружин, весь-вепсы обживали самые глухие места. Среди русского населения, живущего по соседству с вепсами, издревле существовало мнение: чудская сторонка – глушь лесная, непроходимая, болота да топи, озёра да горы. Удалённость от торговых путей, почтовых дорог и городов отмечалась всеми, кто когда-либо проникал вглубь территории, обжитой вепсами».

Традиционно этот народ занимался рыболовством и собирательством, поэтому рыба – традиционное блюдо вепсской кухни. Деньги добывались лесным промыслом, заготовками строевого леса. Северные вепсы прославились промыслом на разработках красного песчаника и диабаза.

Если поэтизировать историю, то можно провести параллели между этими двумя зарисовками и сегодняшней Гимрекой.

Добраться сюда действительно непросто: деревня находится на границе с Карелией, хотя назвать это место глушью, конечно, не справедливо. Дома стоят по сторонам Петрозаводского тракта, а путешественника встречает ухоженная местность.


Любопытно, что большинство взрослого населения Гимреки, продолжая традицию некогда жившей здесь популяции, добывает на соседнем карьере габбро-диабаз. Его используют для производства блочного дорожного камня и облицовки (мелкозернистым габбро выложены пол и ступени ленинского Мавзолея). Считается, что в мире существует всего три места, где можно найти блочный вариант этой горной породы. Возможно, поэтому, зарплаты на карьере не плохи для жителей региона – 30 тысяч рублей, как нам рассказали в деревне.

Деревня контрастов

«Кафе, здесь? Вы что, еб…тые? – сочувственно спрашивает нас мужик в иномарке. – Езжайте лучше в Петрозаводск. Или в магазин сходите, там и кофе, и чай продают».

Продукты в Гимреке можно приобрести, собственно, с домашнего огорода, в магазине и через автолавку, которая приезжает по субботам из Вознесенья. Правда, в последнем случае заявки на разносолы надо оставлять предварительно. «До вечера пятницы спокойно звоните. Что можем привезти? Да всё, что скажете», – удивленно поясняют нам по указанным в объявлении телефонам.

Кстати, водитель не погрешили против истины. Оказалось, что магазин работает ежедневно, кроме вторника, и продают там действительно всё: даже спиннеры.


Десять лет назад Гимрека вошла в перечень отдалённых труднодоступных местностей, где торговые операции разрешалось проводить без применения ККТ. Поэтому добравшихся до этих мест путешественников особенно впечатляют онлайн-касса на прилавке и выразительный стикер: «Спасибо, что оплачиваете картой».

«Гимрека – деревня контрастов», – делают глубокомысленный вывод наши соседи по очереди, явно приехавшие сюда тоже издалека.

Сложно не согласиться. В деревне нет «официальных» гостевых домов, кроме общежития для работников карьера, зато совсем несложно расплатиться кредиткой и поймать Wi-Fi. Телефонная будка смотрится стилизованным ретро на фоне молодёжи с айфонами, а на фоне деревенских построек – порталом из фильма «Матрица».


История кино

За новейшую историю Гимрека пережила несколько демографических подъёмов. В начале XX века местные деревни считались зажиточными, и гиморецкие дворы насчитывали почти 350 человек. Второй подъём пришёлся на 60-е, «совхозные» годы.

Сегодня по разным данным здесь зарегистрировано от 60 до 100 человек, но первая цифра более реалистична. Население, в основном, возрастное.

«Своего фельдшера в деревне нет, приезжает два раза в неделю из Вознесенья. Пожилые люди лечатся народными средствами», – рассказывает Надежда Ефимовна.

Разговорились мы случайно: зашли во двор купить деревенского молока, а потом она неожиданно вернула деньги назад – «да не нужно этого, пейте так».

Выясняется, что наша собеседница – киномеханик: во времена СССР училась в Ленинграде, а потом показывала кино прямо здесь, в клубе. Тут же приходит мысль, как было бы здорово возобновить показы со старых проекторов: для пожилых людей приятные воспоминания, а для экотуристов – экзотика.

Идею мы излагаем местным, однако они только пожимают плечами: кто пойдёт на такое кино, если дома есть телевизор с тысячей каналов?

Хорошие люди

«Дорогой Александр Юрьевич! От лица всех жителей села Гимрека Подпорожского района умоляем Вас изыскать возможность спасти церковь Рождества Богородицы XVII столетия, памятник федерального значения, которая находится в аварийном состоянии и может рухнуть в ближайшее время...»

Проект письма о спасении главной достопримечательности Гимреки написал известный петербургский архитектор Марк Коляда губернатору Ленобласти в 2016 году.

Шатровая Рождественская церковь и колокольня действительно являются памятником архитектуры «Ансамбль гиморецкого погоста» XVII-XVIII вв.

Последний раз серьёзные работы по сохранению церкви проходили в 1970-е годы. Тогда строение разобрали по бревнышку и собрали назад. Разговоры о необходимости очередной реставрации велись уже давно, но в 2012 году выяснилось, что комплекс деревянного зодчества не «обзавёлся» документами, поэтому законно выделить средства на его реконструкцию тогда оказалось невозможным.

Деревянное строение серьёзно перекосило и вздуло: на северной стене церковного сруба, где держатся два восьмерика с фронтонным поясом и шатёр, образовалось большое «пузо». Но вход сюда открыт всем желающим…

«Ключ возьмите у Красильниковых, при повороте дом такой большой со ставнями, не пропустите», – посоветовали нам местные.

На удивление, ключи от церкви и колокольни нам отдают сразу же. «Ребятам потом верните, они мне принесут», – кивает девушка на играющих во дворе детей.

– Вы не боитесь, всё-таки памятник…

– В чём дело? – недоуменно спрашивает хранительница ключа.

– Мало ли, люди разные...

– Ой, ну люди-то хорошие в основном. Экскурсионные группы на выходных приезжают, мы им тоже ключ даём. Детям только не забудьте отдать, – повторяет девушка и уходит в дом.

Попасть в церковь просто: нужно пройти через восстановленную деревянную ограду, подняться по ступеням и отпереть массивную дверь.

Изнутри Рождественская церковь напоминает сказочный мир режиссера Александра Роу: мягкий полумрак, резные украшения, колоритная замочная скважина и умиротворяющая атмосфера слишком контрастируют с привычной горожанам византийской вычурностью культовых сооружений.

По словам экспертов, сегодня на памятник приходится солидная нагрузка: такая, что порыв ветра буквально может завалить его.

Минимальные противоаварийные работы по спасению церкви обойдутся областному бюджету в 300 тысяч рублей, хотя вместе с расходами на транспортные средства, всё может потянуть и на полмиллиона – рассказал «Конкретно.ру» сам реставратор Марк Коляда.

«Необходимо укрепить северную стену. Неважно, что скобы будут какое-то время видны, потом их можно убрать. Зато это поможет спасти памятник, и он простоит ещё долго».

Как стало известно «Конкретно.ру», средства на эти мероприятия сегодня изыскивает областное правительство.

 

                                Яна Плотникова, «Конкретно.ру», фото Аллы Даниной и автора