Отжать кладбище

16 августа работников ЗАО «Камея» вместе с охраной кладбища спецназ положил на землю. В Кузьмолово начался новый виток передела вокруг погоста, которым в течение четверти века управляли братья Лиокумовичи. Местная власть при поддержке силовиков решительно выбила коммерческую организацию с объекта. Отныне заниматься погребением здесь намерено муниципальное казенное предприятие «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» (МКУ).

В отношении неустановленных лиц из числа работников ЗАО «Камея» следственные органы поспешили возбудить уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. В списке потерпевших – десять граждан. У них, как считают в СО СУ СКР по Всеволожску, были похищены деньги, так как земельные участки для захоронения предоставлялись не даром, а на платной основе.

Отжать кладбище


- Да? А почему я там присутствую? Что-то «химичат». Это кто такое напридумывал! Я никуда не ходила, никому жалобы не писала, – искренне удивляется звонку корреспондента «Конкретно.ру» Зинаида Жукова.

Она значится в числе потерпевших от рук кладбищенских «мошенников». Петербурженку Жукову, видимо, областные следователи умело внесли в список, чтобы вменить подозреваемым хищение чужого имущества на сумму свыше одного миллиона рублей – тогда потянет на особо крупный размер.

Зинаида Жукова

– В прошлом сентябре я похоронила мужа. И рядом уход за местом для себя выкупила. На законном основании. У меня никаких претензий ни к кому нет. Всё настолько хорошо… Я никогда не думала, что такое может быть на частном кладбище.

Я простой обыватель. Приходишь туда, и сразу говорят: что и сколько стоит. Транспорт, гроб и другие принадлежности в центр города, на Литейный проспект, нам обошлись примерно в 22 тысячи, плюс 50 тысяч рублей заплатили за само захоронение и дополнительные услуги. Мы приехали, простились. Не поверите, с нас больше никто не копеечки сверху не попросил. Даже могильные рабочие – поставили надгробие и ушли.. Я с подобным первый раз столкнулась. Это удивительные вещи! Не ожидала такой порядочности. Сейчас памятник заказала.

До этого года всё было нормально. А весной сын в интернете прочитал, что с кладбищем что-то непонятное происходит. Вроде руководство поменялось.

Нам бы, дуракам, сразу со старой администрацией связаться, спросить, как они работают, а я поехала на место разбираться. Там двоевластие. Мы крайние. Зашла в этот вагончик долбаный, который стоит перед входом на кладбище. В нём непонятные ребята. Давайте, дескать, копию вашего договора на резервный участок.

Вот ребята, которые пришли отжимать это кладбище, – не дураки. Как только директор кладбища договорился о новых землях, всё оно стало нужное. У этих ребят денежки закрутились в мозгах. Как отжать кладбище? Да из-за этих договоров, как у меня. Разве такое можно? Безобразие вопиющее.

Отжать кладбище


Прижизненный уход

Генеральный директор ЗАО «Камея» Михаил Лиокумович предполагает, что уголовное дело появилось для того, чтобы организация больше не пыталась отстоять своё право на ведение экономической деятельности на кладбище в Кузьмолово.

С его мнением можно согласиться. Ведь атаке спецназа предшествовала почти двухнедельная позиционная «война». Привлечённые «Камеей» частные охранники не позволяли представителям МКУ бесконтрольно хозяйничать на погосте. В ответ муниципалы, заручившись поддержкой стражей правопорядка, периодически пытались «пробить брешь» в обороне противника.

Возбуждение уголовного дела о мошенничестве – традиционный элемент борьбы в споре хозяйствующих субъектов. Как правило, к нему прибегает та сторона, которая крепче «дружит» с силовиками. Если подозреваемый продолжает артачиться, то с ним можно пару месяцев провести воспитательную работу в СИЗО. Суд редко не соглашается поддержать следствие, когда там усмотрят, что потенциальный преступник способен оказать давление на потерпевших или скрыться за кордоном.

И «экономический» отдел районной полиции, и следователи местного отдела СКР полагают, что неустановленные лица из числа работников ЗАО «Камея» вынуждали граждан вступать в договорные отношения, оплачивая по 70 тыс. рублей за прижизненное содержание земельного участка, предоставленного для их последующего захоронения рядом с родственниками. Таких участков набралось полтора десятка за десять лет.

Насколько это противоречит действующей редакции Федерального закона о погребении и похоронном деле? В нём указано, что человека могут похоронить рядом с родственником, если место свободно. На кладбище в Кузьмолово люди оплачивали прижизненный уход за таким участком, фактически резервируя себе возможность в будущем лечь в родную землю.

В феврале 2017 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов была размещена редакция Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект уже внесён на рассмотрение в Правительство России, соответственно – скоро будет направлен в Госдуму. В нём, в целях защиты прав и законных интересов граждан, предусматривается возможность заключения прижизненного договора на оказание ритуальных услуг, плата по которому производится в момент его заключения и является фиксированной, а при наступлении смерти, ритуальная служба обязана организовать похороны в соответствии с договорными обязательствами.

С военного пенсионера Аркадия Секацкого, признанного следователями «пострадавшим», в ЗАО «Камея» приняли по договору прижизненного ухода за тремя участками для захоронений 210 тысяч рублей.

Аркадий Секацкий

– Было такое дело. Это резервный участок. Я похоронил супругу, и семейное решение было, чтобы и меня похоронили там, и сын изъявил желание, и невестка. А это резервирование оформлено как услуга по содержанию в надлежащем виде земельных участков.

Я сам отставной полковник. Долгое время служил в Борисовой Гриве начальником штаба гарнизона. Поэтому и захоронение случилось именно во Всеволожском районе. На кладбище в Кузьмолово, кстати, почти треть лежат – бывшие военные.

Честно говоря, о самом кладбище – самые наилучшие впечатления. Такие услуги, как они оказывают, я не видел и не слышал, чтобы оказывали где-нибудь ещё. Народ очень доволен отношением и содержанием могил.

А теперь какая-то команда у тех, кто это кладбище содержали и людям делали добро, хотят его отжать. Притом использует, похоже, ресурс новой администрации. Всеволожский район и так трясут со всех сторон, должностные лица там погрязли непонятно в чём. И вот положили глаз на то место, где люди находят последнее пристанище.

У меня в Кузьмолово похоронена мать. Приехала в гости из Могилевской области и внезапно умерла. Встал вопрос, как захоронить. Она же из Беларуси. Регистрации здесь нет. Везти на родину? Далеко, да и за могилой ухаживать надо. Бросился туда-сюда – везде отказ. Пять дней не мог решить вопрос. И только это кладбище, а оно тогда едва начало функционировать, согласилось.

Потом внук погиб на дороге. Его тоже в Кузьмолово похоронил. И супругу на этом же кладбище. Я скажу, что народ весь стоит на том, чтобы кладбище функционировало в прежнем режиме и с его прежней администрацией.

Отжать кладбище


Суд и спецназ…

В конце июня Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение по делу № А56-14104/2017 по заявлению ЗАО «Камея» к администрации МО «Кузьмоловское городское поселение».

В ходе судебного слушания было установлено, что между сторонами был заключен договор, в соответствии с которым «Камея» в качестве звена Единой специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела указанного муниципального образования осуществляет работы в части обслуживания, содержания кладбищ, оказания ритуальных услуг на условиях и в порядке, установленных действующим законодательством. Однако прокуратура усомнилась в легитимности такого договора, и муниципалы тут же разорвали отношения с коммерсантами, издав соответствующее постановление.

Суд признал, что тем самым администрация МО «Кузьмоловское городское поселение», вместо того, чтобы оспорить возникновение и прекращение гражданских прав в судебном порядке, приняла на себя не свойственную ей функцию. Муниципалы вышли за пределы предоставленных законом полномочий и нарушили права и законные интересы ЗАО «Камея».

Немаловажно то, что действия местной администрации сопровождались созданием МКУ, которое было наделено функциями осуществления работ в части обслуживания, содержания кладбища и оказания ритуальных услуг. То есть, заниматься вопросами погребения и похоронного дела на единой территории одновременно стали и «Камея», и МКУ. Это привело к возникновению двух реестров учёта мест захоронений, а затем перешло в открытую фазу конфликта с участием частных охранных организаций и привлечением правоохранительных органов.

Примечательно, что рассмотрение апелляционной жалобы назначено на октябрь. Вторая инстанция вполне может встать на сторону «Камеи». Наверное, этого и опасались муниципалы, потому решили действовать без промедления. На кладбище зашёл спецназ, а за его спинами и МКУ.

С тех пор работники ЗАО «Камея» превратились на кладбище в чужаков. Не слишком готова новая власть видеть там и персонал нескольких ИП, связанных договорными отношениями с организацией братьев Лиокумовичей. В администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» корреспонденту «Конкретно.ру» ясно дали понять, что «нахождение коммерческих структур на территории кладбища запрещено законодательством».

В каком именно законе муниципальные служащие почерпнули эти сведения, нам не сообщили. Но, например, Федеральный закон о погребении и похоронном деле не содержит правовой нормы, препятствующей организациям различной формы собственности осуществлять хозяйственные функции на территории общественных кладбищ.

У жительницы Кузьмолово, «потерпевшей» Антонины Виноградовой работники ЗАО «Камея» тоже взяли деньги…

Антонина Виноградова

– Да, я заплатила. 70 тысяч рублей. Получила официальный документ. В середине декабря 2016 года.

Я считала, что законно плачу и буду обеспечена местом. Никаких дополнительных денег вносить не надо. Многие так же заключали договор, чтобы потом, когда тот, кому придётся столкнуться с печальной ситуацией, не имел бы проблем.

У меня нет никаких вопросов к администрации кладбища. Я заказывала поребрик, подсыпку щебёнкой – всё было сделано нормально. И никто на кладбище не пытался с меня «левых» денег снять. Нет-нет.

Всё по прейскуранту. Всё по-честному…

Отжать кладбище


Яма – не могила

С каким отношением могут столкнуться люди, которые теперь захотят снести на погост в Кузьмолово своих родных и близких, предположить довольно легко.

По ранней весне, приступив к работе, МКУ осуществляло погребение граждан без указания на могилах точных дат, ограничиваясь лишь годом рождения и смерти усопшего. Спросив об этом в администрации МО «Кузьмоловское городское поселение», корреспондент «Конкретно.ру» услышал предельно циничный ответ: «Все даты в том виде, в котором они были, нанесены по просьбе родственника умершего (на основе технического задания), что допускается для временных надгробий».

Страшно представить, как получались эти просьбы родственников. Почему-то на временных надгробиях, установленных позже, повсеместно указаны точные даты. Зачем в МКУ сначала скрывали день, когда закапывалась могила?

Судя по поступку начальника отдела по организационному обеспечению, ЖКХ и транспорта муниципальной администрации Юрия Спицына, пытавшегося показать работникам «Камеи», что он и есть здесь власть, с моралью у должностных лиц что-то явно не так.

Спицын, кстати, ранее осуждённый по «наркоманской» статье (сведения стали общеизвестны, поскольку он баллотировался в депутаты, – прим. ред.), публично залез в вырытую яму, которая предназначалась для захоронения умершего.

Корреспондент «Конкретно.ру» поинтересовался у муниципалов, понёс ли их служащий за это какую-либо дисциплинарную ответственность. Ответ шокировал: «Место для захоронения умершего человека считается могилой в том случае, если захоронение уже произошло и тело предано земле. Ответственность за незаконные захоронения на муниципальном кладбище несёт местная власть. Вероятно, нахождение в яме – это попытка представителей администрации пресечь деятельность «Камеи» и привлечь внимание правоохранительных органов. Отметим, что нормы уголовного или административного права, Устав муниципального образования не нарушены».

За что бьются кузьмоловские спицыны – очевидно. Не так давно Михаил Лиокумович договорился с Минобороны о передаче в муниципальную собственность земельных участков общей площадью 29,5 га для расширения границ действующего кладбища. А имея договор с муниципалами, ЗАО «Камея» провело за собственный счёт комплекс землеустроительных работ, построило дороги, организовало ливневую канализацию, провело электричество. Общие затраты составили, по словам Лиокумовича, более 40 млн рублей.

Муниципалы активизировались после того, как эти работы были завершены. Теперь МКУ сможет упокоить на новых участках примерно 140 тысяч человек. Местные чиновники уже подсчитали – объём ритуальных услуг выразится в 7 млрд рублей.

Михаил Лиокумович, вложивший в разработку «старого» кладбища 130 млн рублей, к коммерческим выводам муниципалов относится скептически. За четверть века местный бюджет не потратил ни копейки на кладбище в Кузьмолово, зато исправно пополнялся отчислениями от работы ЗАО «Камея».

Честно говоря, по сегодняшним меркам эти отчисления весьма невелики. Однако в ЗАО «Камея» корреспонденту «Конкретно.ру» привели другой аргумент. Только за последних шесть с половиной лет работы коммерческой организации на кладбище в Кузьмолово упокоилось свыше 1200 местных жителей. По договору с администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» расходы граждан на каждое такое захоронение «под ключ» составляют всего 5580 рублей.

Вот такая погребальная математика…

 

                   Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото автора