Петербургские стартаперы задавили интеллектом

Американские профи из стартап-акселератора Founder Institute, проведя исследование в Москве, Санкт-Петербурге и Сан-Франциско, пришли к неожиданному выводу – начинающие российские предприниматели мыслят гораздо гибче, нежели их заокеанские конкуренты. Ну а представители Северной столицы превосходят и калифорнийцев, и москвичей по уровню интеллекта.

Что символично, выводы иноземных бизнес-гуру последовали буквально через несколько дней после завершения ПМЭФ-2015, фактически проигнорированного со стороны продвинутых янки. Однако смириться с наличием более высокого интеллекта у представителей вероятного противника в стартап-акселераторе Founder Institute не смогли. Поэтому тут же добавили в бочку меда и ложку дегтя: мол, русские – конечно очень умны, но им явно «не хватает опыта технологического предпринимательства и бизнес-компетенций». Другими словами, хорошую вещицу сделать могут, но донести ее до потребителя вряд ли смогут.

Все пальцы – в кулак…

Впрочем, в высоком интеллектуальном уровне петербургских стартаперов уверены не только американцы, но и ближайшие северные соседи. Так, на днях одним из победителей конкурса инновационных проектов в рамках Дней Хельсинки в Санкт-Петербурге стал стартап Rehabot – разработка тренажера, который способствует восстановлению людей, перенесших инсульт. Как рассказал порталу Университета ИТМО директор по маркетингу проекта Rehabot Вадим Котенев, в основе тренажера – перчатка для восстановления мелкой моторики рук. На тыльной стороне устройства расположены линейные актуаторы – электрические двигатели, которые через кривошипно-ползунный механизм приводят пальцы в движение. Ну а датчики мышечной активности на запястье позволяют определить характер проблем, чтобы пациент делал подходящие упражнения.

Самое главное в стартапе Rehabot – то, что люди могут восстанавливаться дома, под дистанционным наблюдением медиков, а не находиться в стационарной клинике или реабилитационном центре. Но вот по части «донесения вещицы до потребителя» американцы, похоже, оказались правы. Разработчики уникального устройства, как признался Вадим Котенев, пока находятся в стадии некоторой неопределенности. Потому что врачей интересуют конкретные показатели эффективности, а для этого требуется набрать первую группу пациентов-исследователей.

«Перчатки», подобные тем, что разработали в Санкт-Петербурге, уже есть в Германии и странах Азии, однако их цена кусается для россиян – от 200-300 тысяч рублей, к тому же иностранные разработчики обычно не используют игровой подход и не тренируют пальцы рук по отдельности.

Рабочий прототип Rehabot планируется изготовить в течение наступающего июля, а кинематическая модель уже готова. Если испытания пройдут успешно, то для финансирования проекта петербургские разработчики намерены привлечь западных инвесторов, видимо, в первую очередь финнов.

Так вверх или вниз?

Во время проведения ПМЭФ-2015 первую в этом году инвестиционную сессию для IT проектов провел бизнес-инкубатор «Ингрия». Она состоялась по двум трекам: Seed Track – для проектов на стадии запуска, и Startup Track – которые уже монетизируются. В финал вышли пятнадцать участников. По мнению директора «Ингрии» Игоря Рождественского, инвестиционные сессии здесь собирают лучшие инновационные проекты в России и за рубежом, а помимо очевидной возможности найти финансирование для стартапа, венчурные фонды могут увидеть качественные проекты для вложения средств. Не случайно на эту сессию в петербургский бизнес-инкубатор пожаловали представители более двадцати венчурных инвестфондов, также компаний Microsoft, Intel, Bosh, «Транзас», Сбербанк и других.

Кстати, об успехе инвестиционных сессий свидетельствует общий объем инвестиций в проекты резидентов бизнес-инкубатора «Ингрия» – к лету 2015 года он превысил 2,4 млрд рублей.

Тем не менее, в Северной столице существует и скептический взгляд на стартаперов. Например, управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков заявил в начале июня газете «Деловой Петербург», что количество стартапов в регионе стремительно падает. Он утверждает – еще три года из ста проектов восемь были интересны для финансирования, теперь же этот показатель упал в четыре раза. По словам Фрадкова, изменился и портрет стартапера – это человек старше тридцати лет, уже сделавший карьеру в чужой компании и решивший отправиться в самостоятельное плавание. Такие люди более амбициозны, они просят больше денег и предлагают за них меньшую долю.

В целом же количество стартапов в Санкт-Петербурге падает, как считает Сергей Фрадков, из-за отсутствия круговорота – проект «должен расти, продаваться, затем снова запускаться и возвращаться обратно на рынок». В смысле, люди, его успешно запустившие и получившие результат, должны быть готовы снова идти в стартап. В противном случае, в проекте либо заканчиваются деньги, либо стартаперы теряют к нему интерес и отправляются к кому-нибудь в найм.

Чего хотят янки?

Но вернемся к американцам, так расхвалившим российские мозги. В стартап-акселераторе Founder Institute (кстати, единственной подобной иностранной структуре, которая продолжает работать в России) констатируют: кризис обвалил наш венчурный рынок на 40 процентов. Инвесторы замерли, так как инвестиции в стартапы считаются рискованными. Но, несмотря на затянувшийся «мертвый штиль», филиал Founder Institute в Санкт-Петербурге рассчитывает привлечь внимание как авторов бизнес-идей, так и людей с деньгами. Тут утверждают, что в отличие от стартап-акселератора iDealMachine предпочитают работать не с проектами, а с конкретными личностями, то есть стать участником программы можно, даже не обладая бизнес-идеей, а просто по результатам тестирования. Типа, если потенциально годишься в предприниматели, то стартап видимо найдется…

Честно говоря, не до конца понятно, в таком случае, какую цель преследуют янки – вырастить плантацию технологического бизнеса или же просто взять на карандаш цепкие петербургские мозги, которые впоследствии пригодятся где-нибудь в американском заокеанье. К тому же преподаватели из числа директоров успешных компаний, приглашаемые стартап-акселератором Founder Institute для воспитания новоявленных бизнес-талантов имеют объяснимую мотивацию – они получают долю в курируемых петербургских стартапах. Размер такой доли зависит от того, насколько рейтинговыми будут считаться стартаперы в Founder Institute. За четыре с половиной года основанный в Кремниевой долине стартап-акселератор дал дорогу более тысячи предпринимателям в 55 городах и 34 странах.

Евгения Смородникова, директор Founder Institute в Санкт-Петербурге, похоже, полностью разделяет мнение своих американских партнеров относительно кипучих местных мозгов. Она говорит, что как раз сейчас наступило правильное время, чтобы открыть собственное дело. Ведь кризис безжалостен, и любой, самый незаменимый казалось бы специалист может в одночасье оказаться на улице. В таком случае, стартап выглядит не слишком рискованной авантюрой.

«Мы это заметили по тому, как увеличилось число квалифицированных программистов, ищущих не хороших зарплат, а участия в доле или приобретения акций», – рассуждает Смородникова. Поэтому Founder Institute даже открыл для ищущих себя в бизнесе петербуржцев бесплатные семинары, которые будут проходить по понедельникам до самой осени.

Чтобы мозги не убежали

Если же задуматься, насколько востребованы технологические российские стартапы, заслужившие высоких оценок за рубежом, в своем Отечестве, то разговоров на прошедшем ПМЭФ-2015 о необходимости развития национальной технологической инициативы ходило предостаточно. Не преминул, в частности, отметить это и вице-премьер Аркадий Дворкович.

Действительно, антикризисный план Правительства РФ предусматривает в 2015 году выделение из бюджета 5.0 млрд рублей на поддержку малых инновационных предприятий, которые реализуют технологические проекты. Правда, отправились деньги не напрямую стартаперам, а в виде субсидии ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Оттуда 2.0 млрд рублей будут распределяться в виде грантов, а оставшаяся часть государственного финансирования пойдет на расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, которые выполняет Фонд.

В рамках одной из таких программ, название которой не оставляет сомнений – «Умник», в конце минувшего мая состоялось торжественное награждение победителей. По информации Фонда, в течение недели 137 ученых из двадцати одной организации презентовали свои инновационные разработки экспертному жюри. Номинаций было пять – информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии. Выбрали лучших – таковых оказалось сорок. Каждый из отмеченных молодых инноваторов Санкт-Петербурга награжден грантом на реализацию своего проекта в размере 400 тысяч рублей на два года.

Мы не станем перечислять трудно воспринимаемые для большинства людей названия этих разработок. В свою очередь, эксперты отметили, что вузовская наука в Северной столице активно идет навстречу бизнесу. Ну а победителей настоятельно попросили преобразовать научные работы до состояния готовых продуктов – «вещицу до потребителя донести», и перейти в следующую программу Фонда – «Старт», где поддерживаются идеи, уже внедряемые в производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов научно-технологических исследований.

За тем, чтобы мозги не убежали, присматривает в Санкт-Петербурге от ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» человек, хорошо знакомый городским предпринимателям. Это Кирилл Соловейчик, не так давно занимавший должность заместителя председателя КЭРППиТ (пока реформаторы из Смольного не разделили ключевой комитет в системе исполнительных органов власти на несколько других, каждый из которых не может претендовать на роль прежней структуры). Будучи чиновником, Соловейчик как раз и курировал развитие предпринимательства и малый бизнес.

Кстати, сразу по завершении ПМЭФ-2015 в Москве состоялись заседания экспертных жюри Фонда по программе «Старт-1». В числе стартаперов, претендующих на получение инвестиций, несколько представителей Санкт-Петербурга. Оценить интеллектуальную мощь разработчиков города на Неве можно по представленным на конкурс работам – «Мобильная система управления производством и реализацией продукции» (ООО «СТАБ»), «Разработка газоселективных мембранных материалов и технологии пролонгированного хранения плодоовощной продукции в саморегулирующейся газовой среде» (ООО «Хродрик»), «Разработка состава – основы биодеградируемых пленок для упаковки и хранения пищевых продуктов» (ООО «НПФ «СмартМатериалы»), «Создание производства халькогенидных оптических стекол для инфракрасного диапазона» (ООО «Футура химия») и «Аппаратно-программный комплекс для сложных автоматизированных постуральных воздействий» (ООО «АРС»).

Любопытно, готовы ли будут бизнес-гуру из стартап-акселератора Founder Institute констатировать, что интеллектом мы американцев задавили, но опыта технологического предпринимательства петербуржцам по-прежнему не хватает?

 

       Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса» специально для «Конкретно.ру»