«Семья» при власти кормит

Громкое противостояние между главой МО посёлок Левашово Олегом Ивановым и претендующим на то, чтобы остаться главой местной администрации Сергеем Фёдоровым, продолжается почти год. С каждым месяцем история обрастает всё новыми подробностями, судебными тяжбами и нелицеприятными фактами, которые вполне могут вылиться в возбуждение уголовного дела, с которым почему-то упорно медлит Следственный комитет. 

Кто с кем поссорился?

В глазах жителей посёлка, уже запутавшихся в тонкостях отечественного законодательства, конфликт больше похож на личную ссору Иванова и Фёдорова, и именно так он периодически подаётся в СМИ.

Если следовать этой логике, то увольнение замначальника Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России Антона Ромейко-Гурко тоже можно представить как личную месть министра Владимира Колокольцева. Мол, осерчал глава силового ведомства на то, что в Санкт-Петербурге задержали высокопоставленного сотрудника собственной безопасности Юрия Тимченко, который требовал от коммерсантов за своё покровительство 100 млн рублей. А поскольку задержанный подчинялся Ромейко-Гурко, то вот и нашёлся у министра удобный повод отправить замначальника ГУСБ МВД России с вещами на выход.

В Левашово, конечно, размах поменьше. Весь бюджет посёлка с населением почти 4500 человек на 2016 составил около 73 млн рублей – на четверть меньше, чем хотел получить от коммерсантов «оборотень» Тимченко. Но действия высшего должностного лица муниципального образования, главы Иванова, направленные на отстранение от должности местного чиновника Фёдорова, который был уличён в нарушении Закона о противодействии коррупции № 273-ФЗ и федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», по сути ничем не отличаются от недавнего распоряжения министра МВД.

И попробуйте возразить на то, что Владимир Колокольцев обоснованно уволил Ромейко-Гурко, позволившему своему прямому подчинённому Тимченко стать «оборотнем».

Спасти и уволить

Сегодня уже не столь важно, чьей поддержкой пытаются заручиться обе стороны конфликта в Левашово. В прессе мелькают звучные фамилии и федеральные партийные бренды.

Всё началось с того, что глава местной администрации Сергей Фёдоров в начале 2015 года ликвидировал муниципальное казённое учреждение «Левашовское», уволив директора Олесю Островскую. А затем создал одноимённое учреждение, которое возглавила подруга жены Фёдорова – Натальи Забариной, занимавшей должность главного бухгалтера в ликвидированном МКУ. То есть «чужую» Островскую поменяли на «свою» Татьяну Орлову.

При этом муниципальный совет (а ему по закону подотчётен и подконтролен глава местной администрации) не был поставлен в известность о необходимости и причинах ликвидации МКУ, да и решение о создании одноимённого учреждения, как сообщили источники «Конкретно.ру», не принимал.

Реакция Иванова была предсказуемой. Он попытался найти управу на Фёдорова по партийной линии. Однако местный чиновник пользовался у бывшего районного руководства «Единой России» большим расположением, нежели Иванов. Кроме того, Сергей Фёдоров мог опереться почти на половину муниципальных депутатов. Оппоненты считают, что эти избранники зависят от его «карманного» политсовета и авторитетного предпринимателя местного пошиба.

25 февраля 2016 года «инициативная группа» местных народных избранников выступила на заседании муниципального совета с обращением об удалении Иванова в отставку. Заметим, сам «удаляемый» в это время находился на больничном. По мнению депутата Валерия Свириды, глава МО посёлок Левашово мог нарушить антикоррупционное законодательство, так как будучи муниципальным служащим якобы возглавлял коммерческую фирму. О желании сместить Олега Иванова «инициативная группа» уведомила и губернатора Санкт-Петербурга.

После этого перед зданием администрации Выборгского района, Мариинским дворцом и Смольным прошла серия одиночных пикетов. Немногочисленные участники от имени всех жителей посёлка требовали «спасти Левашово» и отправить «Иванова в отставку». Активистка Анна Еропкина и вовсе заявила журналистам, что «если власти будут бездействовать», то народ выйдет на «крупный митинг». Впрочем, в самом Левашово протестных мероприятий почему-то не замечалось. А Иванов публично настаивал на том, что никакой коммерческой деятельностью не занимается и проводившая проверку прокуратура не выявила каких-либо нарушений с его стороны.

Муж и жена – власть и деньги

Впрочем, деятельность «инициативной группы» муниципальных депутатов и отдельных активистов становится понятной, если обратиться к официальным документам. В январе и феврале 2016 прошли заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта при местной администрации Левашово.

По заявлению Фёдорова рассматривался вопрос о том, не усматриваются ли признаки нарушения антикоррупционного законодательства в том, что его жена, ранее занимавшая должность главного бухгалтера в ликвидированном МКУ «Левашовское», стала заместителем директора в новом одноимённом учреждении. При этом «Левашовское» является хозяйственной структурой, подведомственной местной администрации.

Ничего криминального в том, что жена отвечает за финансы в организации, которая подконтрольна мужу, муниципальная комиссия не нашла. Как не усмотрела чего-либо противозаконного в том, что МКУ возглавляет Татьяна Орлова.

А вот комитет государственной службы и кадровой политики Смольного, рассмотрев эти протоколы, обнаружил: председатель и секретарь комиссии «находятся в непосредственном подчинении главы местной администрации муниципального образования посёлок Левашово Фёдорова С. Н.». Поэтому любое решение с их участием «считается неправомочным».

Что касается трудоустройства своей жены, то назначая её в 2012 году главным бухгалтером МКУ «Левашовский», Фёдоров обязан был заранее уведомить об этом представителя нанимателя (работодателя) – главу МО посёлок Левашово Иванова. Однако этого не сделал, в чём Смольный усмотрел «нарушение статьи 11 федерального закона «О противодействии коррупции».

Аналогичное нарушение было отмечено в официальном письме, направленном из комитета на имя Иванова и в прокуратуру Санкт-Петербурга, в том, что Фёдоров за государственный счёт арендовал у частного лица автомобиль «Тойота Rav4» с экипажем» (по некоторым данным, у мужа директора МКУ Татьяны Орловой). И поскольку по обоим протоколам муниципальной комиссии возникают вопросы, то итоговое решение обязан принять сам чиновник Фёдоров.

Прокурорский вердикт и не только

Не успели пикетчики сдать на склад плакаты с требованием отправить Иванова в отставку, как прокуратура Выборгского района на основании письма из Смольного вынесла 29. 04.2016 представление № 0808/16 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции в Левашово.

В частности, надзорное ведомство установило, что при заключении контракта на должность главы местной администрации Фёдоров обязался уведомлять в письменной форме главу МО посёлок Левашово Иванова «о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта». Тем не менее, инициируя рассмотрение возможного конфликта интересов Фёдорова с женой, Натальей Забариной, и директором МКУ Татьяной Орловой, чиновник не сообщил об этом главе МО, чем нарушил ст. 11 Закона о противодействии коррупции, п. 11 ч. 1 ст. 12 федерального закона «О муниципальной службе в РФ» и п. 2.2.19 контракта.

Прокуратура отметила, что существует Указ Президента РФ № 821, в соответствии с которым в составе комиссии не могут быть лица, подчинённые заявителю, желающему рассмотреть вопрос о возможном конфликте интересов. А в данном случае в комиссии заседали заместитель Фёдорова и ведущий специалист местной администрации. Действия чиновника были квалифицированы как «ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и незнание требований действующего законодательства о противодействии коррупции».

Прокурор Выборгского района Дмитрий Бурдов обязал Фёдорова безотлагательно принять меры к устранению причин и условий, способствовавших выявленных нарушениям. А именно сформировать новый состав комиссии и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В конце мая в муниципальный совет посёлка Левашово и непосредственно депутату Валерию Свириде (который, как мы помним, обвинял Иванова в возможных проявлениях коррупции) поступило письмо № 07-134/2504 от губернатора Санкт-Петербурга. В нём Георгий Полтавченко указал, что «рассмотрев обращение группы депутатов от 26.02.2016 об инициативе удаления в отставку главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Левашово и прилагаемые к нему документы, возражаю против удаления в отставку Иванова Олега Дмитриевича».

Пока с креслом не вынести

Дальнейшее было предсказуемым. Иванов вынес Фёдорову взыскание и подал исковое заявление в суд о досрочном расторжении контракта с главой местной администрации. Тем более вскрылись дополнительные основания, чтобы попрощаться с местным чиновником.

Так, например, некто Ишутин обратился в полицию, узнав о том, что на него в течение нескольких лет оформлялись договоры оказания услуг, деньги перечислялись на банковскую карту, с которой снимались руководством МКУ «Левашовский» и должностными лицами местной администрации. Опросом свидетелей и сбором дополнительной информации вроде бы занялся следственный отдел Выборгского района ГСУ СУ России по Санкт-Петербургу.

02.06.2016 появилось распоряжение главы МО об увольнении «коррупционера» Фёдорова, вследствие чего конфликт перешёл, скажем так, в силовую плоскость. Местный чиновник подал в суд, отказывался передавать дела и освобождать здание администрации. А врио главы местной администрации Елизавета Таранюк была вынуждена пробиваться в помещение с помощью привлечённых сотрудников полиции и охраны, получив при этом телесные повреждения.

Объективности ради сообщим, что половина депутатов муниципального совета не согласились с распоряжением Иванова.

Воодушевлённый внезапной поддержкой Сергей Фёдоров организовал повторное внесение себя в ЕГРЮЛ и вновь получил доступ к бюджетным деньгам. Однако радость оказалась недолгой. Прокуратура Выборгского района усмотрела в его действиях нарушение статьи 170.1 УК РФ (Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета) и направила в Следственный комитет представление о принятии решения по уголовному преследованию местного чиновника.

26.09.2016 Выборгский районный суд, рассмотрев дело № 2а-11830/2016, отказал Фёдорову в оспаривании представления районной и городской прокуратур по отмене постановления местной администрации № 22 от 22.03.2013 года № 14 «Об утверждении Положения «О комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих». Иными словами, факт нарушений требований антикоррупционного законодательства был установлен в судебном порядке.

Впрочем, это не помешало в октябре Фёдорову выиграть другой суд – по расторжению контракта, что не возвращает его в насиженное кресло. Закон о противодействии коррупции однозначно трактует – муниципальный служащий, изобличенный в прегрешениях такого рода, подлежит увольнению.

Фёдоров не унимается, и буквально через несколько дней попытается доказать на очередном суде свою правоту.

Следствие никуда не торопится?

Не исключено, что именно этот конфликт побудил прокуратуру Выборгского района внимательнее вчитаться в уставы муниципальных образований Парнас», Сампсониевское и посёлок Левашово.

Два месяца назад надзорное ведомство провело тотальную антикоррупционную проверку нормативных правовых актов, которые рассматриваются или уже приняты в муниципалитетах. В результате выявлено 10 документов, не соответствующих действующему законодательству и содержащих коррупциогенные факторы. Уставы всех проверенных муниципальных образований требуют внесения изменений.

Однако прокурорская активность пока не привела к тому, чтобы решить болезненный «Левашовский вопрос».

– Я поражен чрезмерной неспешностью Следственного комитета, – заявил корреспонденту «Конкретно.ру» бывший глава муниципального образования МО Васильевский Николай Смоктий. – Закон № 273-ФЗ прямо относится муниципальным служащим, а применение и снятие дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Но, на мой взгляд, полномочия муниципального совета распространяются только на назначение главы администрации, но не на увольнение в части нарушений трудовых отношений. Это уже прерогатива главы МО посёлка Левашово. Президент говорит о необходимости повсеместно вести борьбу с коррупцией, правоохранительные органы задерживают чиновников федерального уровня, губернаторов, высокопоставленных силовиков и почему-то не могут справиться с клерком муниципального масштаба в небольшом посёлке. Как это? В полиции находится сразу четыре КУСП на возбуждение уголовных дел – № 4503 от 02.02.2016, № 4511 от 02.02.2016, № 12910 от 24.03.2016 и № 34032 от 03.08.2015, в отделе СК Выборгского района – материалы двух проверок: 252-пр-16 от 25.02.2016 и 252-пр-16 от 04.03.2016. А на выходе – нерешительное топтание на месте.

В действительности, если не рассматривать историю с Левашово в варианте «как поссорился Олег Дмитриевич (Иванов) с Сергеем Николаевичем (Фёдоровым)», напрашивается мысль о том, что исполнительная власть в посёлке сосредоточена в «семейных» руках. Через них выкачивают бюджетные средства, строится личное благополучие, демонстрируется безнаказанность и, возможно, даже сомнительное умение «решать» проблемы с правоохранительными органами. И ещё одна немаловажная деталь – любые попытки осадить местного чиновника выставляются как желание нанести удар по репутации «Единой России». А для большой партии – Левашово с булавочную головку, и не столь важно, кто его «косолапит».

– Понимаете, самое печальное в этой ситуации то, что жители начинают думать, будто личное мнение Фёдорова может быть выше закона, – резюмирует Николай Смоктий.

Похоже, Следственный комитет с ним не согласен…

 

           Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру»