Служба в кредит?

Рабочая группа по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обсудила вопрос оформления военнослужащим срочной службы пластиковых карт банка ВТБ24.

Вы берите, вы берите, вам зачтётся…

Примерно два года назад финуправление Минобороны России предложило перевести все денежные выплаты контрактников – военнослужащих и гражданского персонала на банковские карты. Казалось бы, всё просто – командование заключает с банком основной договор, а военные и служащие заполняют недостающие документы в части.

Однако Валентина Решеткина, председатель Комитета солдатских матерей Хабаровского края, уверяет, что ещё в 2007 году на Дальнем Востоке были зафиксированы случаи, когда карты контрактников использовались посторонними людьми для оформления кредитов. Впрочем, это явление не носило массового характера и, разумеется, банк ВТБ24 не имел к этому никакого отношения.

Летом прошлого года, та же Валентина Решеткина забила тревогу – на сборных пунктах, откуда идёт отправка в войска, новобранцам в массовом порядке стали выдавать карты банка ВТБ24 с овердрафтом. Что это такое знают, наверное, только жители мегаполисов. Здесь банки довольно часто «дарят» подобный бонус в виде денежного кредита корпоративным клиентам, порой, не спросив: а нужен ли он им? Владелец такой карты может пользоваться как собственными денежными средствами, так брать в долг у кредитного учреждения.

Разумеется, доступ к банковским деньгам оговаривается некоторыми условиями – например, лимитом, не превышающим 50% зарплаты. Суть в том, что взяв «лишнюю» сумму, надо в определённое время её вернуть (пополнить счёт до первоначального размера кредита), иначе начнёт крутиться обычный механизм: проценты, обслуживание, возврат заёмных средств.

К осени «поветрие» докатилось до Питера. Перед Новым годом в правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» появились документы и карты ВТБ24, полученные в Саратове и на Загородном проспекте, 54 (в нашем городском сборном пункте). Военнослужащие именовались «заёмщиками», в графе «погашение основного долга» стояла сумма в 300 000 рублей, а «уплата процентов по кредиту» составляла более 100 000 рублей. Согласитесь, тут есть повод для беспокойства как у самого солдата и его родственников, так и у военных.

Хранить до конца жизни

Слава Иванов (фамилия по этическим причинам изменена) получил свою карточку на Загородном проспекте, 54, при весьма загадочных обстоятельствах. «Мы уже вышли во двор и построились, когда меня и ещё несколько человек вызвали из строя и велели вернуться обратно.

В помещении призывного пункта на первом этаже какая-то женщина выдала две карты банка ВТБ24, сказав при этом, что мне повезло, потому что все остальные получат их только в части. Ещё я получил два конверта с паролями…» – рассказал корреспонденту «Нашей Версии на Неве» молодой человек. Солдат стал обладателем трех разных счетов: в рублях, долларах и евро. Если к этому добавить сумму кредита в 300 000 рублей, вопросов становится всё больше. «Уведомление о полной стоимости кредита» гласит – «в случае заключения заёмщиком и банком кредитного договора/договора….». Один договор уже был заключен, иначе карточки Славе просто не дали бы. Означает ли это, что незаметно для себя владелец карты может влезть в кредитную сумму и теоретически попасть в долговую кабалу?

Эксперт пресс-службы ВТБ24 Илья Александров читает, что в предоставлении кредитного лимита военнослужащему откажут, поскольку его зарплата не превышает пары тысяч рублей в месяц. Ни один банк не заинтересован в выдаче денег, которые не сможет вернуть.

Тогда в чём смысл «навязывания» услуги на сборных пунктах? Мало того, что карту выдают уже с разрешённым овердрафтом, так ведь ещё и со страховкой «защита кредита». Такую кредитку вручили на областном сборном пункте в Саратове Игорю П. (данные изменены). От греха подальше её забрала мама, когда навещала сына в Пушкинской военной школе поваров. Кстати, как выяснилось, в эту «учебку» из Саратова приехало сразу пять или шесть человек с такими же картами. Ротный запер их, на всякий случай, в сейф….

Однако возможный долг – это ещё не все неприятные сюрпризы. Слава Иванов, например, при оформлении карты дал разрешение на хранение и передачу третьим лицам своих персональных данных «на весь срок жизни клиента». А в качестве таковых указал телефон, серию и номер паспорта, домашний адрес.

Телушка – полушка, да рупь – перевоз

По словам эксперта рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества Максима Бурмицкого, чтобы избавиться от «подарка», придётся запрашивать информацию о факте заключения договора и его полный текст. Если документ действительно существует, добиваться его расторжения. Скорее всего, в суде. Можно запретить разглашать и обрабатывать свои данные. Но для этого надо отнести в банк собственноручно написанное заявление.

Если для Славы из Петербурга, теоретически, это реально, то для Игоря из небольшого городка в Саратовской области – проблематично. Филиал отделения ВТБ24, выдавший Игорю карту, находится не в Саратове, а в Самаре…

Но больше всего вопросов в этой истории вызывают юридическое лицо, с которым банк заключил договор. «Стать держателем зарплатной карты ВТБ24 вы сможете в случае, если ваша компания заключит с банком договор на обслуживание в рамках зарплатного проекта», – читаем на официальном сайте банка.

Военнослужащие срочной службы работают в течение года у одного работодателя – Министерства обороны. К слову, никакого конкурса на «единого поставщика банковских карточек», насколько известно, им не проводилось. Карточки же солдатам выдало весьма загадочное образование, у которого целых два «хозяина». Городские и областные сборные пункты создаются при содействии субъекта федерации, с одной стороны, и военных – с другой. РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» уже не первый год безрезультатно пытается выяснить – кому же именно подчиняются такие учреждения по всей стране?

На прошлой неделе члены рабочей группы по военно-гражданским отношениям совета при Президенте РФ направили обращение в Генпрокуратуру с требованием проверить факты заключения договоров на выдачу зарплатных карт ВТБ24 и их правомерность. Если прокуратура и вправду начнёт проверку, вопрос о подчинении сборных призывных пунктов обойти вряд ли удастся.

«Солдатские матери» обратились с теми же самыми вопросами к министру обороны РФ. И вряд ли он сможет обойти вопрос учреждений, которые в народе называют распределителями.

    Ксения Кириллова, «Наша Версия на Неве», №4 (212) от 30.01-05.02.2012)