Мы хороним и то втихаря!Кладбища требуют благоустройства и учета

На днях Светлана З. обнаружила, что с могилы ее отца пропал деревянный крест. Осмотревшись вокруг, она нашла его на недавно появившейся рядом могиле. Пенсионерка Нина Петровна И., обливаясь слезами, жаловалась на пропажу нового венка с могилы ее сына, погибшего в автокатастрофе. Анна К., придя в очередной раз на могилку своего мужа, была весьма удивлена тем фактом, что вплотную с его оградкой расположилось свежее захоронение с обычным деревянным крестом, без какой-либо надписи. Кто, кем и когда был здесь похоронен, Анне узнать не удалось, вот она и обратилась в редакцию с просьбой привлечь внимание горожан и властей к этой проблеме, ведь времена нынче неспокойные, и криминальная обстановка в целом по стране неважная. Не секрет, что в России на кладбищах тайно хоронят людей, убитых в криминальных разборках. Были случаи, когда на кладбищах хоронили детей, рожденных дома, без помощи врачей и акушерок. А уж про тайные захоронения бомжей и говорить не приходится. Нет бомжа – нет проблемы.

Насколько нам известно, на старом городском кладбище уже давно запретили хоронить усопших. Однако на самом-то деле, посещая могилы своих близких, мы частенько видим свежие захоронения.

Для того чтобы приоткрыть таинственную завесу появления неизвестных земельных холмиков на кладбище, пришлось обратиться к главному специалисту по экономике и развитию городского хозяйства отдела городского хозяйства администрации МО ГП Кандалакша Ярославу Игоревичу ШАЛАГИНУ.

– Согласно статистическим данным, Кандалакшский район по смертности населения находится на втором месте после Мурманска. У нас больше, чем в других городах области, проживает граждан преклонного возраста. Люди уходят из жизни естественным образом. Основную массу умерших хоронят на новом кладбище, расположенном на 13-м км, у дороги Мурманск – Санкт-Петербург. На старом кладбище можно хоронить лишь по особому разрешению специализированной службы по вопросам похоронного дела Мурманского филиала – ЗАО «Военно-мемориальная компания» (ЗАО ВМК), расположенного по адресу: ул. Горького,д.16-а. Начальником обособленного подразделения в Кандалакше является В. МАГДЕЕВА. Если близкие изъявляют желание подзахоронить своего умершего родственника на участке, где уже лежит кто-то из их родни, то они должны обратиться с заявлением, свидетельством о смерти родственника, с документом о том, что на данном участке действительно похоронен кто-то из близких людей, в ЗАО ВМК (тел. 3-32-72). В этом случае специалисты службы ВМК обследуют место, указанное родственниками в заявлении, и вынесут свое решение по данному обращению. После того как будет получен акт обследования места захоронения, необходимо прийти в администрацию МО ГП Кандалакша, где будет выдано разрешение на подзахоронение умершего. Разрешение на новое захоронение на старом кладбище никто не выдает, следовательно, можно утверждать, что там имеются факты несанкционированных захоронений. Сейчас данной проблемой мы активно занимаемся. Специалистами отдела городского хозяйства г. Кандалакши разработан проект положения о похоронном деле на территории МО ГП Кандалакша, в котором расписан механизм работы кладбищ и возможности захоронения умерших. Для наведения порядка на кладбище этим положением будут определены размеры мест для захоронения и прочее.

По словам Ярослава Игоревича, разработанный проект положения в скором времени расставит все по своим местам. Сегодня всеми вопросами, связанными с похоронами, занимается ЗАО ВМК, с которым у администрации города заключен временный муниципальный договор до 1 августа текущего года. Сейчас объявлен открытый конкурс на данный вид деятельности. 9 июля уже будут известны результаты этого конкурса.

Получается, что долгое время процесс захоронений на старом кладбище никто не контролировал. Нет там директора или какого-либо другого начальника. Был одно время представитель (смотритель) от ДСУ №3, но теперь и такового нет. Еще раньше кладбища были в ведении МУП «ЖКХ «Кандалакша», но с 1 января 2006 года эта организация обслуживанием кладбищ перестала заниматься.

Как оказалось, в нашем городе вообще не регистрировались места захоронений людей на кладбищах. Кто где хотел, тот там и хоронил своих родных и близких. Случись кому из далеко живущих людей найти могилу своего родственника, сделать это будет весьма проблематично, потому что архивов по захоронениям нет.

Как известно, в нашей стране очень часто меняются законы. К примеру, вновь изменился закон, который определяет начисление льгот ветеранам войны. Кому-то уже сегодня нужна справка о том, что их родственник – ветеран войны – похоронен именно на кандалакшском кладбище в таком-то году. Получить ее практически невозможно. ЗАГС этих справок не выдает, потому что он регистрирует лишь факт смерти, но не само захоронение. Вот и приходится людям обращаться за помощью в военно-мемориальную компанию, специалисты которой выезжают на кладбища, ищут могилы, составляют акты, на основании чего выдают необходимые справки. Хотя, по большому счету, это неправильно.

Июль не за горами, и о результатах конкурса, о котором говорилось выше, мы скоро узнаем и, естественно, сообщим нашим читателям. Но дело в том, что даже новому хозяину кладбищ вряд ли быстро удастся решить все проблемы, связанные с захоронениями людей. И причин тому множество. Во-первых, в силу своего российского менталитета – мы имеем привычку нарушать установленные порядки и законы. В результате это приводит к тому, что мы умудряемся даже похоронить человека втихаря. Во-вторых, на любое «нельзя» мы найдем лазейку и скажем «льзя-льзя». В-третьих, мы уверены, если факт захоронения свершен, никто не выкопает гроб и не заставит его перезахоронить. Ну, и в-четвертых,.. и в-пятых,..

А на деле городские кладбища не имеют определенных границ, находятся в жутком, неухоженном состоянии, к тому же с большим количеством неизвестных могил.

И все же есть большая надежда на то, что с 1 августа 2007 года городские кладбища начнут приводить в порядок те, кто выиграет конкурс. Если, конечно, им не помешает наша пресловутая ментальность. Тогда появятся на кладбищах смотрители, уборщики и другие служащие, которые не позволят без разрешения хоронить людей. Может, тогда и дороги, ведущие к захоронениям, будут отремонтированы, и часовенки появятся, в которых можно будет по-людски отпеть ушедшего из жизни человека.

Л.Бей

Нива, № 25 (1812)

Кандалакша, Мурманская область