Правительство сказало «надо»-Коммерсант ответил «есть»…

Наконец, и наши водители смогли вздохнуть с облегчением. Вот уже две недели, как «автомобильный Петербург» живет по новому закону, а   точнее - по новым поправкам в КОАП. Напомним, что последняя редакция статьи 27.13 освобождает провинившихся водителей от оплаты услуг эвакуатора. До недавнего времени этот питерский «ненавязчивый сервис» считался самым дорогостоящим для нарушителей по России– цена «эвакуационного вопроса» достигала у нас почти 4 тысячи рублей. C 1 июля , человек, припарковавший машину в неположенном месте, оплачивает лишь пребывание своего авто на специализированной площадке (1 час – 25 рублей) и штраф в размере до 300 рублей. Все остальные расходы должен покрыть городской бюджет. Теоретически. О практической стороне «эвакуационной реформы» нашему корреспонденту рассказал руководитель ассоциации спецстоянок Петербурга Борис Вьюшкин.

 

 

- Борис Николаевич, по какой схеме сегодня работает эвакуационный бизнес Петербурга?

 

- По схеме – «на свой страх и риск». Непосредственно перед вступлением поправок в законную силу, коммерсантов собрали в Смольном и попросили «пока поработать за свой счет». При этом пообещали, что 1 июля соберется правительство и примет решение, какой именно комитет покроет нам все расходы. Напомню, что затраты на эвакуацию одного задержанного автомобиля, на сегодняшний день составляют порядка 3854 тысяч рублей, а в Петербурге на спецстоянку ежедневно доставляется около 200 машин (за последние две недели эта цифра чуть снизилась, однако не существенно). В начале июля правительство действительно собралось, однако принятые на заседании решения, до нас так и не довели. Известно лишь, что постановление, гарантирующее оплату услуг эвакуаторщиков, вступит в законную силу лишь в середине месяца. Что касается самой оплаты, ее мы ожидаем не ранее 15-х чисел августа. Вот и получается, что сегодня эвакуационный бизнес работает на свой страх и риск. Во- первых, у нас нет   договоров о порядке предоставления субсидий. Во- вторых, абсолютно не ясно, кто будет устанавливать размер расходов. Вот, например, на днях Комитет по тарифам опубликовал распоряжение, в котором вписаны нормативы затрат -  3854 тысячи рублей. Но, насколько мне известно, на заседании правительства было решено, что этот размер должен устанавливать Комитет по экономике и промышленной политике. Отсюда вопрос – какую же сумму мы получим в итоге? Поэтому, что будет дальше, я не знаю. И эта неизвестность создает определенную напряженность, не только у нас, но и во многих городах России. Уже прошло больше года, как федералы приняли поправки и положение, а порядка его реализации до сих пор нет. Нигде даже не указано, бюджет какого уровня – федерального или местного должен все это оплачивать… Поэтому, например, в Калиниградской области, эвакуаторщики продолжают взимать плату с автовладельцев. Это, конечно, противоречит административному кодексу, но точно соответствует гражданскому законодательству, где четко прописано, что хранитель (не тот, кто оказывает услугу, а кто вынужден хранить имущество в силу закона) вправе удерживать у себя вещь до момента оплаты. Подчеркну: кто будет оплачивать - нарушитель или государство, неважно. Пока ни от того, ни от другого деньги не поступают. Поэтому если следовать положениям законодательства, теоретически мы имеем право сейчас все эвакуированные машины поставить на спецстоянку, и не отдавать их, пока нам не заплатят. Конечно, не хотелось бы идти на такую конфронтацию, но если будут задержки, иного выхода не останется. Помниться, у нас уже был период, когда мы, поверив обещаниям правительства, практически 9 месяцев работали за свой счет.

 

 

- До конца 2008 года в бюджете Петербурга запланировано 94 миллиона рублей на расходы по работе эвакуаторов . Эта цифра адекватна количеству и качеству «услуг» эвакуаторщиков?

 

-   При нашем объеме работы, конечно нет. Эту цифру нужно как минимум, увеличить в 2 раза. Например, в Москве, при сопоставимом количестве задержаний, из бюджета тратится порядка 2 миллиардов рублей в год.  500-600 миллионов идут непосредственно на мероприятия по эвакуации, а остальная сумма – на приобретение спецтехники. В нашем случае, эвакуаторы приобретаются за счет коммерсантов. Основной оборот составляет порядка 400 миллионов в год. Соответственно до конца 2008 года нам необходима половина от этой суммы. Конечно, при условии, что мы будем эвакуировать то же количество машин. В противном случае, кто- то должен дать указание, чтобы сотрудники ГИБДД сократили количество задержаний. Но, согласитесь, это нонсенс. Кстати, в КОАПе появилось еще одно интересное нововведение. Если раньше транспортное средство задерживалось до «устранения причины задержания»,   то сейчас оно задерживается и «помещается на спецстоянку до устранения причины задержания». А это лишние расходы. Так что при той сумме, которая сейчас затрачивается на эвакуацию транспортного средства (она, подчеркну, меньше не станет), нам хватит денег на два- три месяца. А дальше надо будет принимать решение: либо заниматься только пьяными за рулем и водителями без документов и не трогать парковку (могу представить, к каким коллапсам это приведет), либо пусть бюджет добавляет денег.

 

 

- Вы согласны с тем, что услуги эвакуатора должно оплачивать государство?

 

- Не понимаю, почему эти правонарушения должны оплачиваться из кармана налогоплательщиков? С этим я категорически не согласен. Если раньше владелец автомобиля боялся распрощаться с большой денежной суммой, то сейчас максимум, чем он рискует – это 300 рублями. Подчеркну – максимум: ему могут просто вынести предупреждение и отпустить.

 

 

- Как вы относитесь к возможной передаче этой сферы деятельности государственным организациям?

 

- Ходят разговоры, что с нового года эвакуация отойдет под контроль ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей». Скоро исполнится 2 года, как он собирается заняться этой деятельностью. Это абсурд. Ведь ГУП –  такая же коммерческая организация, цель которой – извлечение прибыли. Год назад из средств городского бюджета для них  были выделены средства для закупки 8 эвакуаторов, которые сейчас стоят и ржавеют. То есть деньги выброшены в пропасть. Сейчас ГУП просит еще финансы на дополнительную закупку. С какой целью? Честно говоря, я не вижу ни одного реализованного проекта этой организации. Перехватывающие парковки «не идут». Наверное, они думают их территорию теперь использовать под спецстоянки. Я согласен, что именно государство должно организовывать и контролировать эту деятельность. Но она сейчас и так под контролем комиссий по вопросам функционирования стоянок. В конце- концов, у нас есть Комитет по законности. Но как можно функции по контролю доверять коммерческой организации, цель деятельности которой - извлечение прибыли? Какой смысл ставить вместо коммерсанта, такого же «коммерсанта от государства»? Сомнительно, что это принесет результат. По- моему, мы в очередной раз получим «съедание» бюджетных средств без эффекта связанного с организацией работы. Ведь чем опасны рассуждения на тему «у нас есть деньги, так давайте сделаем госзаказ».   Тем, что госзаказ выбирает того, кто обойдется государству дешевле. В результате этого, мы имеем гастробайтеров на маршрутках. Такую же извращенную систему получим и здесь. Сейчас она хоть как -то цивилизованно работает. Владельцы эвакуаторов боятся, что их могут лишить бизнеса, поскольку конкуренция большая. Так к чему городить огород? По- моему, существующая 15 лет система оправдала себя: она позволяет эффективно работать и не тратить средства горбюджета.

 

 

Беседовала Алла Серова