Всем стоять, не двигаться?

Трижды с марта прошлого года члены постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству городского парламента заслушивали разработчиков транспортной реформы, которой дадут старт 16 июля. Но так и не получили ответов на свои вопросы.


Впрочем, кое-что чиновники всё же сделали: провели общественные слушания предполагаемой реформы во всех 18 районах, а к мнению некоторых жителей даже прислушались. Например, депутат Законодательного собрания от Василеостровского района Константин Чебыкин поблагодарил председателя Комитета по транспорту Александра Головина за сохранение на острове, практически, всех спорных маршрутов. Чего не скажешь о большинстве других территорий: из 450 предложений, поступивших в ходе слушаний, на вооружение взяли 55, чуть более 10%. В результате, город потеряет 282 коммерческих маршрута. Оставшиеся 364 коммерческих и 120, выполняемых государственным учреждением «Пассажиравтотранс», должны будут создать комфортную и безопасную транспортную среду в Северной столице. Смольный обещает: так оно всё и будет.

Чиновники терпеливы, снисходительны и благодарны


«Мы благодарны депутатам городского парламента за тонкую настройку маршрутной сети, – сказал врио компании «Организатор перевозок» Владимир Шведченко. – Благодаря их настойчивости, внесены изменения в трассы 14 маршрутов, вводятся 8 новых автобусных маршрутов, дополнительное количество автобусов бросят ещё на 8 маршрутов и сохранят троллейбусы 1, 34, 42, которые предполагали убрать». 
Чиновник рассказал о том, что 270 тысяч петербуржцев пользуется только коммерческим транспортом. И 120 тысячам горожан придется ездить с пересадкой, а чтобы сократить их затраты на проезд, власть приняла решение ввести бесплатную пересадку в первые 60 минут после посадки на первый транспорт. 
Например, раньше человек мог из Сосновой Поляны на  коммерческом маршруте добраться до станции метро «Купчино», то после введения реформы пассажиру придётся воспользоваться, двумя-тремя видами транспорта в зависимости от того, на какой остановке человек обычно выходил. А если попадет в пробки и не уложится в бесплатный 60-минутный тариф (который, кстати, с метрополитеном ещё не оговаривался), то за второй транспорт уже придется заплатить.
Ничем не лучше ситуация с другим коммерческим маршрутом, проезжающим по четырем районам (без пробок от конечной «Проспект Маршала Жукова» до ст. метро «Купчино» корреспондент «Конкретно.ру» однажды добрался за 35 минут (рано утром). В июле 2020 года он такой возможности явно лишится.

Петербуржцам обещают комфорт, безопасность и скорость


В оправдание чиновники утверждают, что время в пути сократится для 750 тысяч пассажиров, а свыше 2,5 млн льготников почувствуют себя комфортнее, так как проездные будут использоваться на всех видах транспорта – и на социальном, и на коммерческом. И это, конечно, благо. 
Впрочем, этому благу не очень рады те же пенсионеры, которые сейчас на коммерческой маршрутке (она, кстати, дешевле, чем разовый проезд на социальном транспорте) могут выйти прямо у дома, а с 16 июля им предстоит добираться пешком от остановки. Не все способны такой маршрут легко преодолеть. Но это ведь и неважно, когда речь идёт о безопасности и комфорте. Вот только кого – чиновников или пассажиров?
Выше описана только одна сторона проблемы. Но есть и другие. Например, дорожно-транспортная инфраструктура не приспособлена для общественного транспорта. Чтобы автобусы, троллейбусы и трамваи ходили по расписанию, необходимо не только проложить выделенные линии на всем пути их следования, но и убедить владельцев частного транспорта не заезжать на эти полосы. 
Петербургские водители умудряются гонять даже по трамвайным путям, что уж говорить о выделенке? Смольный аргументирует: с середины предстоящего лета 150 000 владельцев личных авто станут оставлять свои машины на парковках (которых, кстати, тоже, почти нет) и отправятся в центр города на общественном транспорте. Кто-нибудь в это верит, кроме самих создателей реформы?

Когда расчёты неподъёмны, а платить – дело неблагодарное


Наконец, существует серьёзная проблема, о которой рассказал руководитель одного из крупных коммерческих перевозчиков: таким компаниям город не будет платить по контракту, если те некачественно выполняют свою работу. Скажем, не соблюдают расписание, при этом будет забирать плату за проезд полностью (сейчас коммерческие маршруты не получают средств от города, зато всё, что зарабатывают, оставляют у себя).
Интересно, на что будут существовать коммерческие предприятия, из чего платить зарплату сотрудникам и налоги государству, покупать автобусы, вносить взносы на фонд оплаты труда? Может оказаться так, что через какое-то время после начала реформы в Санкт-Петербурге останутся только те 120 маршрутов, которые закрепят за «Пассажиравтотрансом». 
Это, конечно, только предположение, но задача реформаторов, как считает депутат Оксана Дмитриева, состояла в том, чтобы заранее просчитать все риски, знать, какие затраты придётся нести бджету в начале реформы и в последующем. Парламентарий на каждой встрече просила предоставить расчёты. И только на днях её пообещали пригласить в Комитет по транспорту, где «расчёты занимают целую комнату и их просто невозможно принести в Законодательное собрание». 

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото с сайтов «Фиеста.ру» и «Н-мар.ру»