Будут ли ветропарки?

Проект создания в Мурманской нескольких ветропарков общей мощностью около 1000 МВт, предложенный голландской компания «Виндлайф ЭнерджиБ. В.», пока вызывает много вопросов и замечаний

 

 

Гуляет ветер в головах и кабинетах

 

Тема ветроэнергетики для Мурманской области не нова. Попытки реализовать проекты по установке отдельных ветряков и даже небольших ветропарков предпринимались в регионе не единожды еще с 90-х годов и большей частью оказались неудачными.

Методом проб и ошибок к поклонникам ветроэнергетики в России пришло понимание, что протолкнуть эту идею лозунгами типа «Долой АЭС, даешь ветряки!» невозможно, а просто понатыкать гигантские «мельницы», например вдоль побережья Кольского полуострова, – технически абсурдно.

Для решения вопроса нужна длительная и кропотливая работа всех участников энергорынка.

Очередную попытку по продвижению ветроэнергетики на Кольский полуостров весной этого года предприняла голландская компания «Виндлайф ЭнерджиБ. В.», обратившись в правительство региона с идеей создать несколько ветропарков общей мощностью около 1000 МВт в районе поселка Лодейное и вдоль дороги Мурманск – Туманный – Серебрянские ГЭС. Это если говорить глобально и на далекую перспективу. Пока же речь идет о первой фазе проекта – создании ветропарка мощностью 200 МВт, что примерно сопоставимо с половиной мощности, вырабатываемой одним энергоблоком Кольской АЭС.

Этот первый этап, а точнее декларация о намерениях его реализации, и стал предметом обсуждения на прошедшем вчера в правительстве области заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил под председательством первого заместителя губернатора Александра Макарова.

Как рассказал на заседании генеральный директор ЗАО «Уиндлайф Арктик Пауер» Григорий Дмитриев, чья компания, являясь «дочкой» голландцев, будет заниматься непосредственно реализацией первого этапа проекта, суть его заключается в создании ветропарка из 100 установок мощностью 200 МВт. Собственно, это и все, что можно сказать конкретно о планах компании. Все остальное пока действительно находится в стадии намерений и нерешенных вопросов.

Примерная стоимость инвестиций в проект оценивается на сегодняшний день в 260-300 миллионов евро. Ожидается, что 70 процентов этой суммы выделит Европейский банк реконструкции и развития, оставшуюся треть добавит голландско-норвежская группа компаний. Но соглашение на этот счет с ЕБРР может быть заключено только после того, как проектанты с цифрами в руках смогут защитить свою идею перед банкирами.

Ничего определенного нельзя сейчас сказать о сроках начала возведения ветропарка и месте этого строительства. Пока на нескольких площадках планируется поставить измерительные мачты, где с их помощью в течение года-двух будет исследоваться сила и направление ветров. Затем специалисты составят карту районирования и лишь тогда определят участок для строительства.

Предполагается, что затраты на проект могут окупиться в течение 5-7 лет. Но это в том случае, если Госдума узаконит соответствующими поправкам в законодательство об энергетике существование в России ветропарков, поскольку до сих пор немногие действующие в стране ветряки существуют на птичьих правах и их работа не регламентируется никакими нормативными актами. Если же поправки не примут, срок самоокупаемости ветряков может растянуться минимум на 12-15 лет. Когда же Госдума займется рассмотрением этих вопросов, пока тоже неизвестно.

Кстати, о птичках, точнее об экологии вопроса. Несмотря на старания «зеленых» убедить общество в абсолютной безопасности ветроустановок, специалисты прекрасно понимают, что ни один технический проект не может быть экологически идеальным. Подходящая с точки зрения розы ветров площадка может оказаться на пути миграции птиц, вращающиеся лопасти агрегатов могут создавать шумовые фоны, неблагоприятно сказывающиеся на животных и тому подобное. По-этому специалисты регионального департамента промышленности и транспорта заверили, что будут очень внимательно отслеживать экологическую сторону вопроса, а сам проект в обязательном порядке подвергнется тщательной экологической экспертизе.

Но больше всего вопросов к проекту возникло у коллег-энергетиков, давно и прочно закрепившихся на энергетическом рынке региона. Например, о том, что количество производимой электроэнергии в Мурманской области избыточно и сетевые компании пока не имеют мощностей для передачи этого избытка за пределы области, и, соответственно, генерирующие мощности используются и без того не в полную силу. Значит, в случае появления на рынке электроэнергии нового игрока им придется еще больше «ужаться» и потерять деньги?

Наиболее сложным вопросом сторонники традиционной энергетики считают вопрос оперативного замещения мощностей в сетях в случае так называемых провалов. Говоря попросту, ветер – штука капризная, и что делать, если он вдруг перестанет дуть. Смогут ли ГЭС и диспетчерские службы оперативно среагировать на ситуацию?

И наконец, в случае реализации проекта строительства завода по сжижению газа со Штокмана, который планируется поставить как раз в районе Териберки, «Газпром» намерен поставить там свою ТЭЦ, работающую на природном газе. И что делать с ветряками тогда?

В общем, как и любое начинание, идея создания ветропарков в Мурманской области вызывает у специалистов пока немало вопросов и замечаний, более 30 из которых были сформулированы и представлены авторам проекта.

В целом же декларацию о намерениях на заседании межведомственной комиссии по размещению производственных сил было решено одобрить и рекомендовать разработчикам устранить замечания и учесть предложения членов комиссии. Администрации Кольского района рекомендовано подготовить документы о выборе земельного участка для создания ветропарка.  

 

Екатерина Козлова


Мурманский вестник