Радикальный ислам – бегство или тюрьма…

Похоже, у тех, кто осмелился исповедовать в Санкт-Петербурге магометанство с экстремистским оттенком, выбор невелик. Как правило, после близкого знакомства с оперативниками Управления ФСБ и Центра «Э», они вынуждены спешно искать прибежище на чужбине либо принудительно расстаться со свободой. 

Сразу сделаем различие – последовательное выявление экстремистов никак не связано с кампанией по массовой депортации незаконных мигрантов, промышляющих торговлей в российских столицах. Практика показывает, что люди, пытающиеся объяснить свой радикализм приверженностью к исламу, это не гастарбайтеры, которых мы привыкли видеть на петербургских стройках или в качестве дворников в жилых кварталах. Поэтому и задержание таких экстремистов сродни спецоперации, проводимой оперативниками и спецназом в местах, как принято говорить, неспокойных. 

Развёл на байде?

Под странно звучащим для неискушенного уха псевдонимом «Салман Север» скрывается 26-летний петербуржец Максим Байдак, один из лидеров местной ячейки организации «НОРМ», она же – «Национальная организация русских мусульман». Поутру 21 августа в гости к Максиму без приглашения наведались сотрудники ФСБ, полиции и следственного комитета. В сопровождении бойцов спецназа «Тайфун». Основанием для раннего визита послужило возбуждение уголовного дела по статье ч. 1 ст. 205.2 УК РФ («публичное оправдание терроризма»).

Как ни удивительно это звучит, но в ходе мероприятий в квартире была обнаружена и изъята литература экстремистского содержания с символикой, до странности схожей с атрибутами Третьего рейха. Однако наличие таких картинок оперативников нисколько не озадачило – ведь многие люди «в теме» отказываются признавать Байдака правоверным мусульманином, именуя его странноватым термином «исламофашист». Можно предположить, что и появление рослых гостей в масках не стало для Байдака полной неожиданностью.

Хотя ни чекисты с Литейного, ни полицейские с Суворовского стараются не говорить об этом вслух, но фактически в Санкт-Петербурге обитает сегодня достаточно религиозных и псевдорелигиозных экстремистов. С начала 2013 года мероприятия по их выявлению и последующему задержанию проводятся с завидной регулярностью как в подпольных молельных комнатах, так и в местах проживания неформальных лидеров или активных участников местных радикальных организаций.

Едва Байдак покинул своё жилище в сопровождении плотных мужчин в боевом снаряжении, соратники незамедлительно принялись примерять ему белые одежды очередного невинного мученика за веру. Уже через день задержанный оказался на свободе, после чего перестал являться к следователю. Как поделились с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» осведомлённые источники, ещё через пару суток Салман Север пересек российскую границу, направившись в страны с менее суровым климатом.

Почему представители следствия проявили в отношении «исламофашиста» явную лояльность? Есть мнение, что Байдак якобы начал активно сотрудничать с правоохранительными органами. А может умело симулировал подобное сотрудничество. В конце концов, обвиняемый в совершении аналогичного преступления выходец из КБР Мурад Сарбашев, судебные слушания по делу которого начались в Санкт-Петербурге на прошедшей неделе, находится в СИЗО аж с февраля. И заметим, что неделю назад суд в очередной раз отказал Сарбашеву в изменении меры пресечения, оставив для задержанного содержание под стражей несмотря на уверения в том, что тот «не только осознал свою вину, но и сожалеет о содеянном».

Север подался на Восток…

Надо признать, сторонники Байдака заняли активную позицию. Они обвиняют силовиков в сознательном очернении репутации Салмана Севера. В Интернете стали распространяться сведения, характеризующие его, как «одного из ведущих сетевых авторов и блоггеров, пропагандировавших духовное наследие традиционного Ислама». Пытается жёстко отрицать экстремистскую направленность «НОРМ» председатель этой организации, адвокат Вадим Сидоров. За распространение сведений, которые он считает клеветническими, адвокат грозит втянуть журналистов в судебную тяжбу. Видимо, позицию правоохранительных органов Сидоров расценивает в ином свете и предпочитает убеждать представителей СМИ, что возглавляемая им организация «никогда не оправдывала совершение террористических актов на территории России».

Впрочем, в петербургской умме к задержанию Байдака относятся, похоже, одобрительно. Например, помощник имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Танай Чолханов прокомментировал «Росбалту» своё отношение к аресту так: «Максим Байдак (он же Максим Барзах, Свинцовый Молот, Салман Север) является суфием, разделяющим некоторые салафитские взгляды, есть признаки ямайского растафарианства и эфиопского православия монофизитов, иудаизма, оккультизма и язычества. И все это подается под соусом внешней атрибутики Третьего Рейха». Спрашивается, и где здесь ислам?

Вероятно, узнать мнение самого Салмана Севера теперь можно лишь посетив города с экзотическими названиями. Таким образом, Байдак последовал примеру других радикальных элементов, пожелавших покинуть Россию. Зимой этого года в Сирию через Турцию вылетел другой петербуржец Егор Рябинин, он же «Егор ар-Руси», ранее осужденный за экстремизм. К сожалению, много солнца и тепла не пошли на пользу Рябинину – спустя некоторое время СМИ сообщили о гибели ваххабита в Сирии. Однако, как сообщили в разговоре с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» представители одной из российских спецслужб, скорее всего он был убит своими новыми боевыми товарищами. На вопрос, стоит ли ожидать последствий исчезновения Байдака, в преломлении темы борьбы с религиозным экстремизмом на берегах Невы, наш осведомленный собеседник бросил коротко: «Ждите новых новостей!» 

«Нурджулар» – это не призрак

28 августа в Невском районном суде состоялось судебное заседание в отношении уроженца Азербайджана Ширали Бекирова, задержанного сотрудниками Управления ФСБ полгода назад. Подсудимый обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК РФ («организация деятельности экстремистской организации»). По версии следствия, он создал в Санкт-Петербурге подпольную ячейку международного религиозного объединения «Нурджулар» – последователей учения турецкого исламского богослова Саида Нурси.

В 2008 году Верховный Суд РФ признал «Нурджулар» экстремистским религиозным течением и запретил его деятельность на территории страны. После этого приверженцы исламского объединения затаились, а наиболее активная их часть перешла на нелегальное положение. В числе таких активистов был и Бекиров.

Важно уточнить, что уголовные дела против них возбуждались последние годы в Дагестане, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Перми, Калининграде, Оренбурге, Набережных Челнах. Но все выявленные лидеры ячеек «Нурджулар», таинственным образом связанные друг с другом, публично отрицали существование данного объединения, свою единую финансовую и идеологическую зависимость от центра

«Нурджулар» в Турции. Получалось, будто никакого «Нурджулара» в России нет, и спецслужбы стремятся придать случайным задержаниям системный характер противостояния мифическому противнику.

Как стало известно «Нашей Версии на Неве», расследуя уголовное дело Бекирова, петербургские чекисты смогли доказать, что «Нурджулар» – это не призрак. Были зафиксированы конспиративные собрания членов ячейки, выявлен характер межрегиональных связей координаторов группировки и факты вербовочной работы как в мечетях, так и других общественных местах. Удалось обнаружить попытки публичного распространения учения Саида Нурси на книжных ярмарках, организацию встреч в Санкт-Петербурге с координаторами «Нурджулар» из Турции и Азербайджана. Иностранцы были выдворены из России, а сам Ширали Бекиров признал, что руководил региональной ячейкой этого религиозного объединения, пошел на сотрудничество с ФСБ и заявил ходатайство об особом порядке судебного производства по данному уголовному делу.

Он был признан виновным и осуждён на шесть месяцев лишения свободы в колонии-поселении. 

Справка

Объединение «Нурджулар» исследователи часто характеризуют как суфийское. Но сами адепты учения Саида Нурси предпочитают называть себя учениками света (Нура) и общиной света (джамаат Нура), публично отрицая существование организованной структуры. Они переписывают так называемое собрание сочинений Нурси «Рисале-и Нур» и подпольно распространяют рукописные экземпляры. По всему миру открываются специальные учебные классы – «дерсхане» (они же кружки), обучающие курсы, школы. Для распространения «Рисале-и Нур» используются частные квартиры или помещения, арендуемые на общественные деньги, а также студенческие общежития.

Ряд экспертов, проведя анализ основ вероучения последователей «Нурджулар», пришел к выводам, что труды Нурси несут опасность, выраженную в плавном воздействии на сознание обывателя, формировании позитивного восприятия смерти. Книги подводят читателя к мысли о лёгкости и необходимости расставания с земной жизнью, как единственного пути достижения личного счастья. В книгах Саида Нурси планомерно сформирован сверхпозитивный образ носителя учения и негативный образ всех тех (в том числе и мусульман), кто не разделяет его религиозные постулаты. Проведенные исследования в психологических фокус-группах позволили сделать выводы о том, что книги «Риссале-и Нур» в переводе на русский язык могут быть использованы при идеологической подготовке экстремистских групп, готовых пожертвовать собственной жизнью ради субъективных интересов учения Нурси.

По мнению историков, через подготовку новой исламской интеллектуальной элиты Саид Нурси предполагал кардинально изменить общество, пронизав религией все общественное устройство и публичное пространство. Объектом миссионерской деятельности «нурсистов» являются преподаватели, студенты, представители интеллигенции, журналисты и ученые. Также движение активно рекрутирует новых членов среди малообеспеченных слоев населения, предлагая им доступ к среднему и высшему образованию, предоставляя общежития, оплачивая курсы и стажировки.

 

     Павел Луспекаев, "Наша Версия на Неве", № 34 (292), от 02.09.-08.09.2013