Без посредников

Со словами: «А этих доказательств хватит?» - он протянул судье сложенный пополам лист белой бумаги. В нем мирно покоились пять бумажек, каждая достоинством в 1 тысячу рублей.

Анатолий Николаевич НИКОЛАЕВ, 55-летний газосварщик одного из новгородских предприятий, нисколько не похож на «коррупционера». Обычный рабочий человек, проживший жизнь большую и честную: никогда «не привлекался» и ни в чем «таком» не был «замечен». И сказали бы ему лет пять назад, что он влипнет в некрасивую историю, – никогда бы не поверил.

Но… влип. Всё началось, впрочем, с того, что в жизни Анатолия Николаевича возникла потребность обратиться в суд. В предпенсионном возрасте он вознамерился доказать, что имеет право на льготный трудовой стаж. Иными словами, выступил истцом по гражданскому делу, где ответчиком было межрайонное Управление пенсионного фонда РФ в Новгороде.

Оформлять льготную пенсию Анатолий Николаевич начал еще осенью прошлого года. Но дело это, как оказалось, непростое. От «претендента» требовали все новых и новых бумажек, подтверждающих, что в отдельные периоды жизни он работал не просто «газоэлектросварщиком», а «газоэлектросварщиком ручной сварки». Чувствуете разницу? Мы тоже – не очень, но для Пенсионного фонда это имеет значение. Впрочем, не нам судить…

Сбор документов осложнялся еще тем, что многие из предприятий, которые могли бы подтвердить, что НИКОЛАЕВ – «газоэлектросварщик ручной сварки», к настоящему времени были уже ликвидированы: подтверждения требовали периоды работы тридцатилетней давности.

Дело сложное. Дело спорное. Потому-то Анатолий НИКОЛАЕВ и обратился в городской суд, который, думал он, – рассудит.

Дело по иску НИКОЛАЕВА принял к рассмотрению судья Олег ФЁДОРОВ. К сожалению, и судебное рассмотрение оказалось не столь скорым и не столь спорым. От истца требовалось все то же – бумаги, что-то подтверждающие, документы, что-то доказывающие. НИКОЛАЕВ устал ходить по инстанциям… И понять его легче легкого. В определенном смысле, он, НИКОЛАЕВ, стал жертвой «медийного пространства», заполоненого ныне сообщениями о том, что там, то здесь, то один, то другой решил свои проблемы просто, открыв закрытые ранее двери при помощи дензнаков. «Медийное пространство» внушало, что такой подход к проблеме сегодня в порядке вещей. Им пользуются и бизнесмены, и газоэлектросварщики.

И вот, в один нехороший день, Анатолий Николаевич решился на то, что было чуждо его природе, воспитанной советским еще обществом. Отправляясь на очередную встречу с судьей, он извлек из «заначки» пять тысячных купюр и обернул их листом белой бумаги. А потом постучался в дверь судьи. Беседа проходила с глазу на глаз. Никаких намеков – Боже упаси! – со стороны судьи не было. Но когда Анатолий Николаевич услышал, что принесенных документов (а в этот раз он принес ответы из МУЖЭП №1 и ООО «Межмуниципальное предприятие ЖКХ») по-прежнему недостаточно для благоприятного разрешения спора, он почувствовал: пора.

И извлек из широких штанин последний свой «аргумент». Произнес:
– А этих доказательств будет достаточно?

Судья, по-видимому, тоже не сразу сообразил, о каких «доказательствах» идет речь, и попросил НИКОЛАЕВА развернуть сложенный пополам лист бумаги. НИКОЛАЕВ развернул: в «конверте» покоились деньги.
Увидев, какой характер имеют новые «доказательства» НИКОЛАЕВА, судья Фёдоров нажал кнопку тревожной сигнализации: вызвал судебного пристава.

НИКОЛАЕВ опешил. Моментально оценил, что «медийное пространство» его гнусно обмануло, и не все можно купить за 5 тысяч рублей. Привыкнув к мысли, что «все берут» и не рассчитывая на такую реакцию судьи, НИКОЛАЕВ тут же поторопился убрать «доказательства» в свой карман и принялся извиняться перед судьей.
Но было уже поздно. Судебные приставы явились в кабинет судьи через считанные секунды. А узнав о том, с чем связан их вызов, предложили НИКОЛАЕВУ продемонстрировать содержимое кармана. НИКОЛАЕВ безропотно извлек лист бумаги с вложенными в него деньгами. Чуть позднее, когда в суд прибыла и следственно-оперативная группа ОБЭП, с участием понятых купюры были сфотографированы и приобщены к материалам дела, а их номера – переписаны. Так родилось в чем-то курьезное, но уголовное дело.
В ходе следствия свою вину НИКОЛАЕВ признал полностью и пояснил, что решился предложить судье взятку не ради того, чтобы тот принял незаконное решение, а ради «ускорения процесса». Он очень переживал по поводу случившегося, раскаивался. Но, думается, поступок судьи вновь заставил Анатолия Николаевича поверить в почти уже утраченные идеалы собственной молодости.

Когда дело было направлено в суд, Анатолий Николаев просил рассмотреть его в особом порядке – без судебного следствия. Потому как и так всё ясно… Это ходатайство было удовлетворено. Действия НИКОЛАЕВА суд квалифицировал по ст. 30 ч. 3 ст. 291 ч. 1 УК РФ («Покушение на дачу взятки должностному лицу») и приговорил к 1 году лишения свободы условно.

Но в каждой бочке дегтя, известно, есть и ложка меда. К настоящему времени тот же городской суд (под председательством, разумеется, уже не судьи ФЁДОРОВА, а судьи НИЗОВСКОГО) рассмотрел и гражданский иск НИКОЛАЕВА. Его исковые требования признаны законными и обоснованными, иск – удовлетворен. Без всякой мзды...

Алексей КОРЯКОВ

© Новая Новгородская газета, № 27