Камо грядеши, автобус?

Пассажирский автотранспорт в области скорее мертв, чем жив, – заметил председатель Вологодского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Юрий ТАДЛОВ. – 75% парка изношено. В Вологде может произойти то, что случилось в соседней Архангельской области, где муниципальный общественный транспорт, по существу, перестал существовать.

Арифметика убытков

120 млн. рублей могут составить в 2007 году убытки автотранспортных предприятий Вологодской области от работы на социально значимых маршрутах. Так называют заведомо убыточные маршруты, на поддержку которых следует выделять бюджетные дотации. Если государство или регион предоставляют льготы за проезд в общественном транспорте, то вместе с тем они должны возмещать автопредприятиям выпадающие доходы.

Арифметика – простая: за проезд в автобусе в Вологде нужно платить 8 руб., себестоимость перевозки - в среднем 11 руб. В городе ежедневно перевозят примерно 160 тысяч пассажиров, пятая часть которых – льготники. Отсюда – миллионы убытков у транспортников.

По существу, в отрасли происходит то же, что и в производстве хлеба, цены на который растут, главным образом, потому, что ни в масштабе государства, ни в регионах нет единой сбалансированной зерновой политики. Разница разве лишь в том, что в этом «сегменте» вместо зерновых интервенций должны быть финансовые.

Один на один с проблемами

Единой транспортной политики в области нет. Есть Череповец, где сумели-таки добиться согласованных действий между муниципальным и частным транспортом и чей опыт недавно был обобщен отраслевым журналом.

Есть Вологда, где дело пущено на самотек, хотя в мэрии есть служба, которая должна заниматься организацией извоза, и есть Сокол, где местное государственное предприятие «Автоколонна 1899» вообще обанкротилось. При полном, кстати, невмешательстве руководства города. Люди оказались на улице, перевозками занимаются частники, количество маршрутов сократилось более чем в 2 раза.

Как некоторое время назад заметил руководитель Минтранса Игорь ЛЕВИТИН, будущее общественного транспорта зависит от государственных программ, финансовых возможностей регионов и инвестиций.
Финансовые возможности области на 2008 год достаточно благополучны. Ожидается, к примеру, что валового регионального продукта будет произведено на 255,7 млрд руб. – на 7,2% больше, чем в текущем. А доходная часть консолидированного бюджета области сохранится, как минимум, на уровне нынешнего года (30,6 млрд руб.), что, кстати, вполне достаточно, чтобы изыскать 120 млн руб. на поддержку тех, кто обеспечивает перевозку создателей этого самого ВРП. Об инвестициях речи пока не идет.

Управленцев много, а программы – нет

Еще пять месяцев назад вологодские транспортники поставили наболевший вопрос перед правительством на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предложения были встречены с пониманием. Комиссия дала правительству соответствующие рекомендации. Однако проблема не была решена ни на йоту.

Аргумент чиновников стандартен. Нет соответствующей областной программы, муниципальные автопредприятия слишком поздно подают свои заявки на компенсацию, и их не удается учесть в областном бюджете. Спрашивается: кто должен эту программу готовить? Все, кто нужен для этого, есть и сидят на своих местах.

Есть в областном правительстве первый заместитель губернатора Виктор РЯБИШИН, курирующий транспорт, есть департамент экономики во главе с Леонидом ИОГМАНОМ, занимающийся прогнозированием и планированием, есть председатель комитета по транспорту и связи области Владимир КРАВЧУК и есть, наконец, президент областного союза транспортников Валентин ПОЛОЗОК. Собраться бы да и решить. Только решают вопрос почему-то в иных местах.

Деньги с государства взыскали через суд

– Мы заработали на перевозке инвалидов 1 млн 280 тыс. руб. и второй год не можем получить от государства эти деньги, – сказал, выступая на пленуме отраслевого профсоюза, генеральный директор Вологодского ОАО «ПТП-2» Николай ЗАКРЕПИН. – Обратились в несколько судов, написали в прокуратуру, министру финансов Алексею КУДРИНУ, в газету «Труд», наконец... президенту.

И только в феврале 2007 года предприятие сумело доказать свою правду в одном из столичных судов.
Увы, по улицам Вологды разъезжают сегодня, скрипя и обдавая прохожих выхлопами, все больше старых машин, и только потому, что у автотранспортных предприятий нет средств, чтобы купить новые. У самого крупного перевозчика в городе ПАТП-1 устарело уже 80% машин. Если бы предприятию компенсировали выпадающие доходы, оно смогло бы покупать в год до 20 автобусов марки «ЛИАЗ».

Так у кого об этом должна болеть голова?

Александр ПИРАЛОВ

«Экономика и время»