Сыктывкарский аэропорт вреден для жителей столицы Коми по крайней мере, в ночное время

Микрофон шумомера в руках санитарного врача наконец-то зафиксировал общеизвестный факт – аэропорт мешает спать жителям Сыктывкара.

Отсутствие санитарно-защитной зоны аэропорта «Сыктывкар» приводит к его эксплуатации с нарушениями требований санитарных правил. Прием и выпуск воздушных судов сопровождается воздействием на здоровье населения повышенных уровней шума. Такие выводы содержатся в письме управления Роспотребнадзора по Республике Коми, которое сегодня, 3 сентября, получил председатель Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Игорь Сажин.

Напомним, в июле журналист одного из правительственных СМИ обратился в КПК «Мемориал» с жалобой на высокий уровень авиашумов. После этого правозащитники выяснили, что в Сыктывкаре осуществляются четыре авиарейса с использованием городского аэропорта в часы, нормативно предназначенные для сна. Это ежедневные рейсы Москва-Сыктывкар с расчетным прибытием в 23.35 (тип самолета – Ту-134), Сыктывкар-Воркута с отправлением в 00.40 (Ан-24), Воркута-Сыктывкар с прибытием в 06.00, а также ежемесячный рейс Уфа-Сыктывкар с расчетным прибытием в 06.35 (Ан-24). Предположив, что при указанных взлетах и посадках нарушаются санитарные нормы («Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» 1996 года), председатель КПК «Мемориал» Игорь Сажин 30 июля попросил руководителя управления Роспотребнадзора по Коми Людмилу Глушкову запретить выполнение соответствующих авиарейсов.

Получив жалобу правозащитников, управление Роспотребнадзора обратилось к ним со встречной просьбой – найти граждан, которые в ночное время готовы впустить в свои дома санитарных врачей, оснащенных шумомером. Такое обращение неофициально было мотивировано тем, что в случае возможных судебных споров факты превышения допустимых уровней шума в домах и квартирах будут более весомыми аргументами, чем результаты измерений, проведенных на придомовых территориях. Таким образом, выяснилось, что в обозримом прошлом санитарная служба никогда не измеряла авиационные шумы непосредственно в жилых помещениях.

Жилые комнаты частного деревянного дома, расположенного в конце улицы Ленина (примерно в трехстах метрах от здания аэровокзала), для нужд Роспотребнадзора согласился предоставить сыктывкарец Альберт Шишкин. 22 августа к 23.00 туда прибыла комиссия, в состав которой вошли представители санитарного ведомства (Ирина Портнягина, Вера Костромина), КПК «Мемориал» (Игорь Сажин, Эрнест Мезак) и эксплуатирующего аэропорт ГУП «Комиавиатранс» (Ольга Торопова). Из-за ночного тумана график воздушного движения претерпел некоторые изменения. «Тушка» из Москвы, около часа кружившая над городом, села 23 августа в 00.10. Вследствие этого Ан-24 на Воркуту вместо расчетного времени взлетел в 1.10 ночи.

По мнению г-на Сажина, непогода, сбившая обычные направления взлета и посадки, не лучшим образом сказалась на эффективности измерения громкости авиашумов. Поясним, что по воле обстоятельств г-н Сажин, родители которого долгое время работали в авиационной отрасли, с раннего детства и до сих пор ночную часть свой жизни проводит в относительной близости от аэропорта. Он даже был готов пригласить санитарных врачей к себе на квартиру, окна которой выходят на взлетно-посадочную полосу (ВПП). Из опыта такого соседства правозащитник вынес убеждение, что при посадке Ту-134 в Сыктывкаре самый ужасный рев раздается при включении реверса двигателей, используемого для торможения. При взлете же, по мнению г-на Сажина, наиболее шумным бывает момент перед отрывом самолета от ВПП. А в ночь на 23 августа и включение реверса, и отрыв самолета от полосы произошли, когда воздушные суда удалялись от дома г-на Шишкина.

Результаты измерений, ставшие известными на прошлой неделе, действительно получились не столь уж страшными. Допустимый эквивалентный уровень звука (корреспондент «ЗЖ» не берется дать популярное объяснение этому санитарному показателю) для ночного времени (30 децибелов) был превышен при посадке Ту-134 всего на 5 децибелов, а при взлете Ан-24 – на 9 децибелов. При взлете Ан-24 на 9 децибелов был также превышен допустимый максимальный уровень звука в ночное время (45 децибелов). Уровни звука, установленные для времени бодрствования (с 7 утра до 23 ночи), вовсе не были превышены.
Проводить дополнительные измерения Роспотребнадзор, похоже, не решился. Адресованное г-ну Сажину письмо об общих итогах проверки подписал заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по РК Владимир Курбанов. Опираясь на полученные результаты, санитарный врач признал, что из-за отсутствия санитарно-защитной зоны прием и выпуск воздушных судов в аэропорту «Сыктывкар» сопровождается воздействием повышенных уровней шума на здоровье населения.

Г-н Курбанов также прояснил ситуацию с появлением ночного рейса на Воркуту. Оказывается, для удобства заполярных пассажиров его ввели на летний период времени (с 18 апреля до 25 сентября 2007 года) на основании соглашения, заключенного между Министерством промышленности и энергетики РК, администрацией городского округа «Воркута», ООО «ЮТэйр-экспресс» (правопреемник ОАО «Комиинтеравиа») и ФГУП «Комиавиатранс». С 26 сентября Ан-24 на Воркуту будет вылетать из Сыктывкара в 12.50, а возвращаться обратно – в 17.50. Тем не менее, Роспотребнадзор намерен внести в ООО «ЮТэйр-экспресс» и ГУП «Комиавиатранс» предписание о необходимости изменения расписания движения воздушных судов в летний период 2008 года. Дополнительно в отношении обоих авиапредприятий уже составили протоколы об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что адресованное г-ну Сажину письмо г-на Курбанова не содержит ответа на самый животрепещущий вопрос – что санитарные врачи собираются делать с ночным рейсом из Москвы. Не ясна и судьба рейса из Уфы. КПК «Мемориал» между тем намерена обратиться в ГУП «Комиавиатранс» и к воздушным перевозчикам с предложением, чтобы взлеты и посадки самолетов в сыктывкарском аэропорту не осуществлялись с 21.00 до 8.00. Правозащитники также будут настаивать на осуществлении детального изучения шумового загрязнения Сыктывкара из-за деятельности аэропорта.

Павел Александров

© Зырянская жизнь