Бывший корреспондент «Русского Севера» вымогал деньги у главы района

На днях Белозерским районным судом осужден человек, причисляющий себя к журналистам (я как раз сознательно не называю его журналистом, потому как не желаю считать своим коллегой). Имя этого человека может быть хорошо известно вологжанам по публикациям в газете «Русский Север», автором которых в свое время он являлся - Александр Зажигин.

Писал в основном на политические и экономические темы. Затем ушел из журналистики, стал трудиться рабочим в одной частной организации. Но минувшей зимой опять напомнил о себе. Получилось неуклюже: это «напоминание» потянуло на серьезную статью Уголовного кодекса, по которой в «крутые» 90-е отправились на зону многие братки-рэкетиры.

Имя Александра Зажигина вдруг всплыло из небытия накануне мартовских выборов в Законодательное Собрание области... 5 февраля на сотовый телефон тогдашнего главы Белозерского района Александра Цымбалова, который в то время являлся кандидатом в депутаты ЗС по Кадуйскому одномандатному избирательному округу, поступил звонок с другого, незнакомого ему «сотика». Звонивший отрекомендовался Александром Зажигиным, корреспондентом газеты «Русский Север», и сообщил, что у него имеются некие материалы, которые, если их опубликовать в СМИ, могут скомпрометировать Цымбалова, опорочить его в глазах избирателей и уж точно помешают одержать победу на выборах. Мужчина предложил выкупить у него эти материалы: дескать, если договорятся и глава района передаст ему деньги, то публиковать компромат он не будет. В противном случае «журналист» пообещал продать их его конкуренту. Кому именно, звонивший не уточнил.
На следующий день, 6 числа, на факс администрации Белозерского района поступили страницы с рукописным текстом, адресованные главе. Ознакомившись с написанным, Александр Цымбалов понял, что это и есть проект публикации, которую Зажигин собирается запустить в печать. Справедливости ради надо отметить, что сведения, приведенные в ней, во многом соответствуют действительности. В частности, там сказано, что деятельность большинства районных предприятий приостановлена, ряд из них признан банкротом. Однако одно «но»: все это преподнесено как результат некомпетентных действий главы района. Александр Цымбалов посчитал информацию позорящей и компрометирующей его в глазах общественности как главу и как кандидата в депутаты. По его мнению, эта публикация опорочила бы его и в глазах избирателей. Дело не в том, что в ней говорится о проблемах в экономике района, – с этим-то Александр Цымбалов как раз готов согласиться. Он не согласен с обвинительным уклоном статьи, что все эти проблемы явились результатом его якобы безграмотного управления: ведь глава района не имеет полномочий, позволяющих принимать решения по деятельности предприятий, находящихся в частной или федеральной собственности... О серьезности намерений автора рукописи, а также о его большом самомнении и огромных амбициях свидетельствовали слова, сопровождавшие текст статьи: «Если договоримся, готов приехать в район (и не только в Белозерский), чтобы поработать не «против», а «за». Конечно, если договоримся по всем финансовым вопросам. Моя подпись под газетными материалами, скажем, в том же «Русском Севере», довольно много значит для читателя. Говорю без ложной скромности. Если уж вы решили идти на выборы, надо кроме всего прочего не увеличивать число своих возможных противников и не экономить. Желание победить на выборах, стремясь потратить как можно меньше средств и экономить на всем, чаще всего ведет к поражению»...
В тот же день снова раздался звонок от Зажигина. Он интересовался решением главы: намерен ли тот заплатить, чтобы статья не увидела свет. И уточнил, что написанное - лишь самый легкий вариант публикации, а в более жестком варианте, мол, в ход будет пущена «тяжелая артиллерия», в том числе вплоть до интимных подробностей и обстоятельств частной жизни. Договорились, что глава еще раз обдумает предложение.
Почему Зажигин в качестве объекта выбрал именно его, Александр Цымбалов не мог себе объяснить. По его словам, как журналиста, Зажигина он знает порядка 20 лет, но близкого знакомства между ними не было, общались только по работе. Не конфликтовали. С малой долей вероятности, но все же можно предположить, что Зажигин мог выполнять чей-то заказ. Скажем, людей, по каким-то причинам не желающих, чтобы Александр Цымбалов одержал победу на выборах в своем избирательном округе. В пользу этого аргумента - странная фраза, произнесенная Зажигиным в разговоре: дескать, в Законодательном Собрании не нужны «мальчики с периферийным мышлением», там есть другие люди... В тот же день он позвонил Зажигину и сказал, что согласен. Условились, что Зажигин приедет за деньгами в субботу, 10 февраля. На вопрос главы, какая бы сумма устроила журналиста, Зажигин ответил: «Тысяч пятнадцать-двадцать».
В условленный день, около 11 часов дня, к зданию администрации Белозерского района подъехала «Волга», и вскоре в кабинет главы района вошел приехавший на «Волге» мужчина. Это и был Александр Зажигин. Поговорили. Глава спросил Зажигина, для чего он вымогает деньги и почему выбрал именно его. Так зарабатываю себе на жизнь, цинично пояснил Зажигин. И дал понять, что таким образом еще и мстит Цымбалову: мол, обиделся на главу за то, что когда-то тот проигнорировал его предложение о сотрудничестве. Александр Цымбалов передал Зажигину 20 тысячных купюр, обговорили условие, что публиковать материал Зажигин нигде не будет. Распрощались. Как только довольный Зажигин вышел из кабинета главы, его тут же остановили сотрудники милиции. Весь процесс передачи денег фиксировался на видеокамеру и записывался на аудиоаппаратуру, и поэтому, что бы ни говорил Александр Зажигин, все его доводы оказались перечеркнуты неоспоримыми доказательствами. Белозерским РОВД в отношении Зажигина было возбуждено уголовное дело по статье «Вымогательство».

... Было видно, что Зажигин тщательно готовился к «операции». В блокноте, изъятом у него в ходе задержания, были записаны телефоны Александра Цымбалова и районной администрации, а также все избирательные округа области с перечислением входящих в них районов. В частности, в Кадуйский избирательный округ, как и указано в блокноте, входили Кадуйский, Белозерский, Вашкинский, Устюженский районы. Были отмечены у Зажигина и фамилии кандидатов в депутаты Законодательного Собрания по Кадуйскому округу. Зачем-то он даже записал от руки последний разговор с Александром Цымбаловым, когда договорились о сумме и дне приезда. Но самое интересное – Зажигин заранее попытался собрать на главу негатив, для чего в январе позвонил в Белозерск главному редактору издательского комплекса «Белозерье» и поинтересовался взаимоотношениями Цымбалова и районной газеты. Как объяснил Зажигин свой интерес, пролистал, мол, он подшивки газет за период предвыборной кампании Цымбалова на пост главы района в 1999 и 2003 годах, проанализировал обещания кандидата, что тот будет открыт для критики, а критики-то в адрес главы и местной власти в газетах мало. Почему, дескать, так?

Следствие выяснило, что приехал Зажигин в Белозерск из Вытегры, специально для поездки заказал машину в административно-хозяйственной службе города. О том, что он делал в Вытегре, остается только гадать. Нельзя исключить, что там он тоже пытался заработать на жизнь на политике. Факт бесспорный, что Александр Зажигин активно использовал предвыборный период для того, чтобы укрепить свое материальное положение. Некоторым кандидатам в депутаты он, представляясь корреспондентом «Русского Севера», предлагал свои услуги в написании агитационных статей. Ну, а конкуренту А.А. Цымбалова, другому кандидату, баллотировавшемуся по Кадуйскому округу, по телефону предложил определенные материалы в отношении соперников по выборам. Правда, тот отказался...

Следствие установило принадлежность факса, с которого несостоявшийся вымогатель отправлял рукописный вариант публикации. Оказалось, что он был отправлен из редакции газеты «Русский Север». Впрочем, это вовсе не значит, что за грязным шантажом стоит редакция... Как пояснил шеф-редактор «Русского Севера» Владимир Панцырев, хоть Зажигин и не является сотрудником их газеты, но иногда предлагает свои материалы для публикации, для чего заходит в редакцию. Так и мог воспользоваться факсом: телефон установлен в общедоступном месте, Зажигина в редакции знают.

... По заключению лингвистической экспертизы, характеристика личности А.А. Цымбалова в рукописном тексте публикации, присланном по факсу, порочит его честь и достоинство, подрывает деловую репутацию, а, кроме того, «текст в случае его опубликования в СМИ мог повлиять на формирование негативного отношения избирателей к кандидату в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области А.А. Цымбалову».

Несмотря на то, что все аргументы были не в его пользу, Александр Зажигин так и не признал своей вины. На следствии он даже отказался давать показания. На период следствия и в ожидании суда находился на подписке о невыезде. Белозерский районный суд признал Зажигина виновным в вымогательстве и приговорил его к двум годам условно, с испытательным сроком один год. Кроме того, он должен заплатить штраф в размере 14 тысяч рублей... Впрочем, у Зажигина есть возможность обжаловать решение районного суда.

На Вологодчине это первый случай, когда представителя журналистской братии судили за подобное деяние. К счастью, подавляющее большинство вологодских журналистов честно делают свое дело и исполняют профессиональный долг - информировать население о том, что происходит вокруг. Надеемся, что этот случай – первый и последний в истории вологодской журналистики.

А Александр Цымбалов, как знаем, победил на выборах по Кадуйскому одномандатному избирательному округу и в настоящий момент работает в Законодательном Собрании области...

Игорь ДМИТРИЕВ.

Вологодская неделя, № 34