«Блатные» парковки северной столицы

Практически весь центр Петербурга является сегодня местом, запрещенным для парковки автомобилей – большая часть центральных улиц увешана официальными знаками «остановка» и «стоянка» запрещена, а там, где таких знаков нет, стоят разномастные парковочные заграждения ресторанов, банков и магазинов. При этом закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства» прямо запрещает подобную самодеятельность коммерсантов и даже сотрудников госучреждений.

Дороги – это территории общего пользования, поэтому частные лица не вправе ограничивать на них свободный доступ граждан. Три года назад именно по этой причине Верховный суд РФ запретил организацию платных парковок на арендованной земле общего пользования – те стоянки, что работают сейчас (например, у Московского вокзала), обходят этот запрет, оказывая не услугу платной парковки, а некую сомнительную «услугу охраны транспортного средства». Кстати, этот юридический фокус еще ждет своей судебной оценки.

Несмотря на прямые запреты, в Петербурге растет количество самозахватов общественной земли – Садовая, Большая Морская, Чайковского, Казанская, набережная канала Грибоедова и многие другие улицы почти на всем своем протяжении уставлены знаками, описания которых нет в правилах дорожного движения РФ: «Стоянка только для наших клиентов».

На некоторых городских трассах ситуация выглядит совершенно вопиющей. К примеру, на Садовой улице, оборудованной специальными парковочными карманами за счет городского бюджета, установлен поразительный знак, которого вы не найдете в ПДД РФ: «Стоянка разрешена только для клиентов бутика Макиавелли». Рядом с этим замечательным знаком постоянно околачиваются молодые люди в шитых золотом ливреях, которые отгоняют непрестижные автомашины и расступаются в поклонах перед дорогими иномарками. Горожане постоянно жалуются в СМИ на конфликты именно с этими охранниками и сообщают даже об угрозах физической расправы в свой адрес, если все-таки осмеливаются там припарковаться.

Вопиющее неуважение к ПДД демонстрируют и охранники «Талион клуба», расположенного на набережной реки Мойки. Пересечение набережной и Невского проспекта рядом с клубом сужено вследствие ведущегося здесь строительства, однако одна полоса дороги все-таки оставлена для того, чтобы городской транспорт мог передвигаться по этому участку. Увы, далеко не всегда машины могут здесь проехать – вы можете видеть на наших фотографиях, как охранники элитного учреждения непринужденно блокируют проезд по городской набережной, поскольку, по их мнению, никакие посторонние автомобили не должны мешать гостям заведения или администрации клуба. О парковке рядом с клубом и говорить нечего – попробуйте там встать хотя бы на пару минут, и вы услышите о себе много нового.

Конфликты автовладельцев с охранниками частных заведений становятся визитной карточкой Петербурга, а текст городского закона «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства», принятого еще в 2003 году и отредактированного в 2005-м, по-видимому, является новостью для петербургских коммерсантов, смело расставляющих парковочные ограждения возле своих магазинов и ресторанов.

Статья 31. Установка ограждения на проезжей части дороги

1. Установка ограждения на проезжей части дороги с целью резервирования места для остановки, стоянки транспортного средства, закрытия или сужения проезжей части — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за одно из правонарушений, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Показательно, что поскольку на произвол частных собственников не реагирует ГИБДД Петербурга и Ленинградской области, даже законодательная ветвь петербургской власти не в состоянии самостоятельно решить проблему. Поэтому депутат Законодательного собрания северной столицы Аркадий Крамарев недавно направил соответствующий запрос не в ГУВД, а лично губернатору Валентине Матвиенко – с просьбой к правительству города провести инспекцию улиц своими силами и проверить, где и на каком основании устанавливаются в Петербурге знаки «остановка и парковка запрещена».

Евгений Зубарев, ИА «Росбалт-Петербург»

© ИА «Росбалт»