Инвестиционный оброк

Cовет директоров настроился на противодействие «налогу на инвестиции»


Повестка дня очередного заседания совета директоров промышленных предприятий носила в основном просветительский характер.


Главный инженер «Выборгмежрайгаза» Николай Степанов, директор филиала ОАО «ЛОЭСК» «Выборгские городские электросети» Вадим Соболев в своих выступлениях сосредоточились  на  разъяснении порядка подключения  дополнительных  газовых и электрических мощностей.  Но, как говорится, задел за живое вопрос, значившийся под рубрикой «Разное».


Председатель совета директоров Валерий Ременюк доложил собравшимся результаты  обсуждения с вице-мэром Выборга Светланой Нерушай  проекта двухстороннего инвестиционного соглашения, представленного совету на предыдущем заседании. Вопрос о проекте соглашения был напрямую связан с взиманием инвестиционного сбора на развитие социальной инфраструктуры. Как сказал Валерий Ременюк, Светлана Нерушай пояснила, что постановление главы администрации об этом сборе работает, но пока он взимается только с застройщиков жилья. Сумма сбора составляет 15% от стоимости проекта, при этом  первые 5% должны быть выплачены еще до того, как будут выданы технические условия. Говоря иными словами, выдача ТУ обусловлена выплатой части сбора. Пока практика не знает случаев взимания такого сбора со строящихся или развивающихся промышленных предприятий, но в тексте  постановления нет формулировок, которые бы препятствовали применению этого документа и по отношению к промышленным объектам.


Что же касается проекта двухстороннего соглашения, то Светлана Нерушай откровенно заявила, что не видит  в этом документе реальной надобности и практической целесообразности, поскольку-де в каждом отдельном случае ситуация  разрешается в зависимости от конкретных условий.

Рассматривается проект, определяется его значимость для города,  и  в зависимости от этого могут возникнуть или не возникнуть взаимные договоренности с инвестором. Короче, до обсуждения текста соглашения, а точнее, возможных обязательств администрации по отношению к инвестору, дело не дошло.


В своем комментарии Валерий Ременюк отметил, с точки зрения Налогового кодекса РФ, сбор на развитие социальной инфраструктуры в полной мере можно признать налогом. Это фиксированный платеж, исчисляемый от определенного экономического итога и накрывающий юридических лиц по одному признаку. Так что легитимность вводящего этот сбор нормативного документа весьма сомнительна и может быть оспорена.


На память приходит более чем  десятилетней давности нормативный документ районного масштаба, действовавший несколько лет и взимавший с пересекающих границу транспортных средств сбор на благоустройство. Его еще многие называли «экологическим» – по первому и опротестованному наименованию. Легитимность его была такова, что откажись какой из водителей  платить, ни у кого не было бы законных оснований принудить его к уплате сбора. Сбор как-то самопрекратился, когда кредитное учреждение, взимавшее деньги на границе по договору с администрацией, ликвидировалось, а нового не нашлось или его просто не захотели искать. Однако нынешняя ситуация с «налогом  на  инвестиции» построена на обращенном к инвестору принципе: «Не хочешь платить – не суйся в наш город». Ведь, как уже упоминалось, только заплатив, он может получить ТУ.


Члены совета директоров сознают, что угроза инвестиционного сбора висит над каждым предприятием, потребуйся ему дополнительная территория для размещения новых производственных мощностей. Ведь финансовые нужды  могут побудить город распространить сбор и на них. Поэтому они высказались с места вполне определенно. Мол, что это мы все принимаем к сведению, не пора ли включить противодействие...  Последует ли после этого письменное обращение к администрации  или   непосредственное обращение в суд, покажет время.


Анатолий Медведев


© «Выборгские Ведомости ВВ»