Российские интересы на Шпицбергене в опасности

Как считают в группе депутатов Госдумы РФ, курирующих вопросы Крайнего Севера, российские позиции на архипелаге Шпицберген находятся под угрозой из-за перемен в политической ситуации в этом регионе. Депутаты, входящие в Комитет по делам Севера и малочисленных народов, особо опасаются вступления в ЕС Норвегии, что, по их мнению, может поставить существующий статус архипелага под вопрос.

Выступая на прошлой неделе перед членами Комитета, его председатель Геннадий ОЛЕЙНИК подчеркнул, что Шпицберген для России всегда был жизненно связан с освоением и развитием ее северных территорий. В целях обеспечения постоянного российского присутствия на норвежском архипелаге Шпицберген, указал г-н ОЛЕЙНИК, представляется целесообразным разработать федеральную целевую программу сохранения и укрепления присутствия России на архипелаге Шпицберген.

В виду того, что Шпицберген является зоной особых государственных интересов Российской Федерации, в целях обеспечения российского присутствия на архипелаге в апреле 2007 г. была образована Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген во главе с Заместителем Председателя Правительства РФ С.Е.НАРЫШКИНЫМ.

Как отметил г-н Олейник, российские интересы на Шпицбергене находятся под постоянным прессингом со стороны других стран. Вопрос о пересмотре Парижского договора 1920 г., может актуализироваться в случае вступления Норвегии в Европейский Союз и распространения на ее территорию, экономику и прочие сферы правовых норм, требований и стандартов ЕС.

В перспективе (после, например, 2010 г. и далее) в результате изменения международно-правового статуса архипелага может оказаться под угрозой широкий комплекс стратегических интересов России как непосредственно в районе архипелага, так и на североатлантическом и арктическом направлениях. В частности, возникает реальная угроза изоляции России от возможностей свободного выхода в Северную Атлантику; дополнительных издержек от использования проходящих мимо Шпицбергена морских и воздушных путей.

Весьма пессимистичный сценарий г-на ОЛЕЙНИКА связан не только с ЕС, но и с Норвгеией, которая ведёт целенаправленную политику вытеснения России из региона. Это, по мнению автора доклада, только осложнит двустороннее сотрудничество между двумя странами.

Сохранение российского присутствия на архипелаге и осуществление там хозяйственной деятельности имеют важное экономическое, геополитическое и стратегическое значение, подчеркивает Г.Д.ОЛЕЙНИК. По его мнению, в случае поэтапного, полного или частичного свертывания угледобычи и консервации шахт требуется развертывание альтернативных производств. Согласно экспертным оценкам, другими направлениями экономической деятельности на Шпицбергене, помимо добычи угля, могут являться переработка морепродуктов, туризм и добыча углеводородов.

В настоящее время международно-правовой статус архипелага определяется Договором о Шпицбергене, подписанным 9 февраля 1920 года в Париже. Договор, предоставив Норвегии суверенитет над архипелагом, одновременно дал всем государствам-участникам Договора (всего 41) одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной и научно-исследовательской деятельности на условиях полного равенства, предусмотрев также демилитаризованный статус архипелага


© BarentsObserver